Вчера Россия подписала два соглашения о строительстве на ее территории автомобильных заводов ведущими автоконцернами – GM и Volkswagen. GM построит завод под Санкт-Петербургом, а Volkswagen выбрал Калужскую область. О собственном производстве в России мечтают еще несколько автопроизводителей, которые сейчас и ведут переговоры с Российским правительством.
Факт появления завода в России для Украины означает только одно – ее данный инвестор миновал своим вниманием, и рабочие места, технологии и налоги уйдут в соседнее государство. В принципе, с этим можно было согласиться как с неизбежным, дескать там территория больше, народу больше, да и энергоносители дешевле, но...Опыт Чехии, Словакии, Венгрии и Польши показывает, что все зависит не только от величины населения, а от политики государства.
Автомобильные концерны довольно редко строят автозаводы и неохотно делятся технологией, а появление одного сборочного завода приводит к развитию всей отрасли производства автокомпонентов. Как любят говорить автопромышленники: «Одно рабочее место на сборке дает 7-8 мест в производстве компонентов».
Аналитики утверждают, что Украина потеряла свой шанс привлечь автомобильного инвестора – их разобрали соседние страны. Почему же так произошло.
Динамика автомобильного рынка в Украине достойна большего внимания со стороны автоконцернов. В апреле Украина вышла на 9-е место в Европе по объему продаж автомобилей, а по показателю роста рынка – в лидерах. На фоне 7%-го спада продаж в Западной Европе, рост рынка в Восточной Европе, а особенно в странах СНГ заставляет автоконцерны искать пути к увеличению своих продаж в этом регионе.
Инвестиционно привлекательных регионов в мире не так уж и много. Несколько лет подряд самым растущим рынком был Китай, куда немедленно устремились все автопроизводители. Сейчас в этой стране СП (по законодательству Китая обязательно должно быть СП с местным партнером) создали почти все автопроизводители мира. В 2005 году динамика роста рынка Китая разочаровала инвесторов, но автомобильные производства там уже работают и будут работать.
Интересным рынком является рынок стран АСЕАН, где также созданы производства ведущих автопроизводителей.
Перспективным является и рынок Восточной Европы и стран СНГ. Если в странах Восточной Европы в 2005 году продано более 2,6 млн. авто, то динамика роста присутствия иностранных марок здесь самая высокая. Ключевую роль, в этом сбыте играет Россия, где продается 1,5 млн. автомобилей и куда устремлены взоры многих автопроизводителей. Россия сумела использовать с пользой для себя интерес автоинвесторов, и в ближайшее время будет выпускать все ведущие брэнды автомобилей. Украина, обладая большим рынком (более 300 тыс. авто) и квалифицированным персоналом, инвестиционное состязание полностью проиграла. Ни мини-Давос, ни другие форумы по привлечению инвесторов, даже не ставили цели создать на нашей территории современное высокотехнологичное производство автомобилей. Наши министры не лоббировали интересы Украины в кругах западных бизнесменов, а Верховная Рада практиковала смену правил «игры» по два раза в год, что окончательно распугало всех инвесторов. Неопределенная внешняя политика, «революции» и частые отставки лишь подтвердили правильность принятых инвесторами решений. В итоге все инвесторы, намеренные создать производство в соседних странах, а шанс Украины с растущим рынком, похоже, упущен.
В свое время стремительно рос и рынок Польши, но наши соседи успели выгодно преподнести и привлечь на свою территорию несколько производств. Мудро поступила и Чехия, чей автопром окреп и приумножился. Единственный инвестор, который вложил деньги в украинский автопром - это Daewoo. Корпорация инвестировала $150 млн. и стала собственником АвтоЗАЗа в 1998 году. Эта инвестиция была сделана на несколько лет раньше, чем пришли первые автомобильные деньги в Россию. Но затем последовало банкротство Daewoo, переход ЗАЗа под контроль местного оператора и полный инвестиционный штиль.
Попытаемся оценить каких инвесторов Украина уже пропустила и есть ли у нее шанс привлечь хоть кого-то еще. Подчеркнем, что в таблице отражены именно инвестиции самих автопроизводителей в полномасштабное производство в период с 2000-го года, а не совместные проекты по сборке.
Автопроизводитель |
Брэнд |
Завод в Восточной Европе |
Старт пр-ва |
VW Group |
VW, Skoda |
Россия |
2007 |
PSA Group |
Peugeot/Citroen |
Чехия |
2005 |
FORD Group |
Ford |
Россия |
2003 |
GM Group |
Chevrolet/Opel |
Россия |
2008 |
RENAULT Group |
Renault, Dacia |
Россия, Румыния |
2005 |
FIAT Group |
Fiat |
Россия (Северсталь-Авто) |
2007 |
DaimlerChrysler |
Mercedes-Benz |
Россия ? |
? |
TOYOTA |
Toyota |
Россия, Чехия |
2007, 2005 |
BMW Group |
BMW |
? |
? |
NISSAN |
Nissan |
Россия |
? |
HYUNDAI |
Hyundai |
Чехия |
2008 |
HONDA |
Honda |
? |
? |
KIA |
KIA |
Словакия |
2007 |
SUZUKI |
Suzuki |
Венгрия |
работает |
MITSUBISHI |
Mitsubishi |
? |
? |
Great Wall |
Great Wall |
Россия |
2007 |
Chery |
Chery |
? |
? |
FAW |
FAW |
? |
2010 |
Если внимательно проанализировать данные таблицы, то становится ясно, что самые прогрессивные инвесторы уже строят заводы в других странах, а те, кто еще не определился, склоняются в сторону России. Среди «думающих» DaimlerChrysler, BMW, Mitsubishi, Honda и ряд китайских автопроизводителей, а также возможно PSA.
Перспективы прихода в Украину Premium-брэндов более чем туманны, тем более, что DaimlerChrysler активно думает на российским заводом, а BMW успешно ведет сборку в России. Mitsubishi несколько раз озвучивала желание иметь завод именно в России. От Honda инвестиционных сигналов пока не поступало, да и завод в Турции снимает многие вопросы. Остаются «китайцы» и PSA. После строительства завода в Чехии, совместно с Toyota, для PSA открытие производства в странах СНГ отошло на второй план, но амбиции концерна вполне могут материализоватся в еще один массовый проект в странах бывшего СССР.
Китайские производители начнут экспансию в Европу через год-два и активно ищут площадки для производства своих авто ближе к потребителю. Но инвестировать в строительство собственного завода они пока не готовы. Скорее всего они попытаются договорится о совместном производстве на уже существующих мощностях. Подтверждает эту теорию переговоры Chery с «УкрАвто» по поводу FSO и сотрудничество FAW с «АИС» и КрАСЗ.
Фактически у Украины еще есть шанс привлечь только трех мировых лидеров: PSA, Mitsubishi и Honda, но сделать это смогут только власти, притом делать это нужно немедленно и не разговорами, и "мини-Давосами", а конкретными цифрами и бизнес-планами.
Если же привлечь мировых автопроизводителей не удастся ( а такой исход вероятен на 99%), то путь развития украинского автопрома – это локализация производства не самых новых моделей собственными инвестициями, в том числе и моделей, снятый с производства в России. Самообман о великой автомобильной державе и большом производственном потенциале будет звучать все слабее, а грядущим поколениям останется только читать книги по автомобильной истории Украины. На сколько такой политики хватит в условиях открытого рынка?
Фактически к 2010 году в Украине будет четыре автопроизводителя, способных вести полномасштабное производство автомобилей и взрощенные на местных капиталлах: ЗАЗ, Еврокар, Черкасский автозавод и КрАСЗ. Четкая программа развития видна у ЗАЗа - производство Daewoo, ВАЗов и строительство еще одного автозавода для выпуска автомобилей D-класса. Понятна стратегия и "Еврокара" - полномасштабное производство Skoda Octavia A4, а возможно и другого авто для нужд СНГ и Восточной Европы. Черкасский Автозавод ("Богдан") будет выпускать ВАЗ-2110 и несколько моделей иномарок. КрАСЗ возможно станет производственной площадкой китайской FAW, а может быть и еще одного производителя. В такой перспективной картине не хватает мирового автопроизводителя, который бы подстегнул развитие всей отрасли. Но его пока нет. Проспали?