Минпромторг планирует перезаключить действующие договоры о промышленной сборке с иностранными автопроизводителями, выпускающими машины на территории России. Новые соглашения предполагают более жесткие требования к локализации сборки и объему инвестиций, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники в министерстве.
О планах Минпромторга ужесточить режим промсборки сообщалось еще в апреле. Однако тогда представители министерства уверяли, что изменения коснутся только новых договоров — действующие, а также те соглашения, которые будут подписаны до конца года, пересматриваться не будут.
Новые условия выпуска автомобилей в России, предложенные Минпромторгом, предполагают налаживание производства мощностью не менее 300 тысяч машин в год, 200 тысяч двигателей и/или коробок передач за шесть лет. Штамповку кузова также предполагается осуществлять на заводе. Всего в указанный срок уровень локализации должен вырасти до 60 процентов. Объем инвестиций в новые проекты составит 750 миллионов долларов. Взамен этого производителям предоставляются льготы на импорт автокомпонентов для сборки машин на протяжении восьми лет.
Для тех заводов, которые уже собирают автомобили на территории России и перезаключат соглашение с Минпромторгом, предоставляются льготные условия. Например, сумма их инвестиций составит 500 миллионов долларов. Кроме того, уровень локализации на первом этапе их работы после перезаключения договора будет оцениваться в 35 процентов, а не ноль — как для новых соглашений.
Согласно источнику из Мипромторга, переподписываться договоры будут "на добровольной основе". Причем сделать это предложат только объединениям компаний, входящим в один альянс и выпускающим автомобили на общей платформе. В качестве примера приводятся Renault-Nissan-"АвтоВАЗ", Sollers-Fiat, Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Volkswagen-Skoda и Hyundai-Kia. Соглашения с российскими заводами Ford, Toyota, General Motors пересматриваться пока не будут.
В настоящее время проект, предполагающий ужесточение режима промсборки, находится на рассмотрении в Минэкономразвития, где к нему отнеслись скептически. В министерстве сомневаются, что иностранные производители захотят перезаключать договоры, и считают, что данная инициатива лоббируется в интересах двух консорциумов — Sollers-Fiat и Renault-Nissan-"АвтоВАЗ". Опасения Минэконоразвития поддерживают и аналитики. По их мнению, зарубежные автопроизводители не готовы к указанным в проекте инвестициям, поскольку не уверены в росте продаж на российском рынке.
Как сообщалось ранее, документ "Предложения по модернизации режима промышленной сборки", датированный 31 марта, был подготовлен по предложению "Соллерса", а соавторами выступают Renault и "АвтоВАЗ".
В настоящее время в России в режиме промышленной сборки работают компании General Motors, Nissan, Toyota, Ford, Renault и Volkswagen. Кроме того, иномарки собираются на "Соллерсе", "Автоторе" и "ТагАЗе", а в октябре к ним присоединится "ИжАвто". При этом о планах по выпуску более 300 тысяч автомобилей в год заявляли только альянсы Sollers - Fiat и Renault-Nissan-"АвтоВАЗ", а также концерн Hyundai, у которого на территории России пока нет ни одного функционирующего завода.