2009-й год побил все рекорды по наибольшему спаду автомобильного рынка в Украине. В прошлом году было реализовано более 162 тыс. новых автомобилей, что на 74% меньше по сравнению с объемом продаж 2008-го года. В рейтинге общего объема рынка реализации новых авто среди европейских стран по итогам 2009-го года Украина опустилась на 7 позиций.
Итоги: Украина в разрезе европейского авторынка 2009-го года
В общем европейском рейтинге по итогам 2009-го рынок Украины занял 14-е место: выше – со значительным отрывом - разместились автомобильные рынки Бельгии, Нидерландов, Польши и Швеции. По итогам годового объема продаж рынок Украины сопоставим с рынками Чехии и Португалии, при этом численность населения Украины более чем в 4 раза (!) превышает население каждой из данных двух стран. Очевидно, что обвал рынка в Украине - один из наибольших как в странах Западной, так и Восточной Европы (больший спад авторынка зафиксирован только в Исландии (-78%) и Латвии (-80%)). Рынок России, например, сократился на 48%, а Польша удержала объемы продаж на уровне 2008-го года.
Автомобильный рынок Украины упал до уровня 2003-го года, по итогам которого было реализовано почти 155 тыс. автомобилей.
|
Объем рынка реализации новых автомобилей |
2009 |
2008 |
Динамика |
1 |
Германия |
3 807 175 |
3 090 040 |
+23,2 |
2 |
Франция |
2 268 671 |
2 050 282 |
+10,7 |
3 |
Италия |
2 158 010 |
2 161 682 |
-0,2 |
4 |
Великобритания |
1 994 999 |
2 131 795 |
-6,4 |
5 |
Россия |
1 460 000 |
2 840 000 |
-48,6 |
6 |
Испания |
952 772 |
1 161 176 |
-17,9 |
7 |
Бельгия |
476 194 |
535 947 |
-11,1 |
8 |
Нидерланды |
387 679 |
499 918 |
-22,5 |
9 |
Польша |
320 119 |
319 922 |
+0,1 |
10 |
Австрия |
319 403 |
293 697 |
+8,8 |
11 |
Швейцария |
264 798 |
288 557 |
-8,2 |
12 |
Греция |
220 548 |
267 242 |
-17,5 |
13 |
Швеция |
213 408 |
253 982 |
-16,0 |
14 |
УКРАИНА |
162 291 |
623 252 |
-74,0 |
15 |
Чехия |
161 659 |
143 661 |
+12,5 |
16 |
Португалия |
160 996 |
213 389 |
-24,6 |
17 |
Румыния |
115 979 |
285 489 |
-59,4 |
18 |
Дания |
112 271 |
150 197 |
-25,3 |
19 |
Норвегия |
98 675 |
110 617 |
-10,8 |
20 |
Финляндия |
90 574 |
139 669 |
-35,2 |
Итоги и перспективы: внутренний рынок
Кризисные явления, которые охватили почти все сферы экономической деятельности, повлияли на перераспределение структуры продаж новых легковых автомобилей в региональном разрезе. Из-за особой чувствительности объемообразующих предприятий Восточного региона к кризисным реалиям, почти все области данного региона потеряли свою долю на внутреннем рынке Украины (исключение – Харьковская обл., доля которой увеличилась на 0,5%). Наибольшее падение доли продемонстрировали Днепропетровская и Донецкая области. В тоже время, Южный регион Украины, как в целом, так и по отдельным областям, демонстрировал рост доли. Доля Западного региона в 2009-м году сопоставима с долей 2008-го года.
Почти во всех ценовых сегментах в 2009-м году наблюдался небольшой рост доли по сравнению с предыдущим годом, несмотря на экономический кризис. Сокращение автокредитования, сокращение доходов населения и покупательской способности, рост гривневых эквивалентов цен – все это повлияло на один из самых объемообразующих ценовых сегментов на рынке, а именно на сегмент 6,5-10 тыс. евро. В данном сегменте существенного перераспределения продаж в сторону дешевых автомобилей так и не произошло! Основная причина уменьшения сегмента - практически полное отсутствие автокредитования (в 2009-м году средняя доля кредитных продаж на автомобильном рынке была на уровне 5%, а в 2008-м году данный показатель по отдельным брендам доходил до 45% от общих продаж бренда).
После распродажи складов 2008/2009-го годов дилерами, на рынке появятся автомобили 2010-го года производства, цены на которые существенно вырастут в гривневом эквиваленте. Данный факт, в свою очередь, повлияет на объемы продаж на рынке новых легковых автомобилей. Импортеры и дилеры, которые обладают складом автомобилей предыдущего модельного года, смогут удержать и нарастить свою долю на рынке в первом квартале 2010-го года по сравнению с автодилерами, которые будут реализовывать новые автомобили по новым ценам.
В целом, необходимо отметить серьезный потенциал украинского автомобильного рынка, поскольку количество автомобилей на 1000 жителей остается невысоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономики . Поэтому выход из кризиса и рост украинской экономики будет означать реализацию перспектив автомобильного рынка.
Оживление автомобильного рынка в 2010-м году будет зависеть от развития кредитования. Лидеры рынка уже разработали новые кредитные программы: компания «Торговый дом «НИКО» предлагает приобрести автомобиль Mitsubishi в официальной дилерской сети, воспользовавшись специальной Программой кредитования Mitsubishi. Главная цель Программы – предоставить покупателям максимально выгодные условия для приобретения автомобиля Mitsubishi.
Неизменными основными преимуществами Программы кредитования Mitsubishi являются:
Детальные условия и перечень партнеров кредитования можно узнать в салонах официальных дилеров и на сайте www.mitsubishi-motors.com.ua в разделе Кредит.