Прошлый год для мирового автопрома выдался неоднозначным. В первой его половине была череда антирекордов, а к осени ситуация стала постепенно приходить к норме. В то же время, в Европе на крупнейших рынках ситуация оказалась не такой уж плохой, и благодаря государственным программам поддержки даже наметился рост продаж.
Однако эксперты уже бьют тревогу. Окончание программ стимулирования приведет к охлаждению авторынков.
Великобритания
Британский авторынок, который за первые шесть месяцев 2009 года упал на 25%, после введения в мае утилизационной программы во второй половине года демонстрировал положительную динамику. В результате по итогам 12 месяцев в Англии было продано 1 млн. 995 тысяч автомобилей, что на 6.4% меньше, чем в 2008 году - 2 млн. 131 тысяча машин.
Впервые с 1995 года британский авторынок опустился ниже планки в 2 млн. машин.
В декабре продажи автомобилей выросли на рекордные 38.9% - до 150936 единиц – это лучший декабрьский результат с 2005 года, что объясняется повышением НДС с января 2010 года, в том числе и на автомобили, а также грядущим окончанием утилизационной программы.
Лидером автомобильного рынка Великобритании по итогам 2009 года стала марка Ford, реализовавшая 316.369 автомобилей (-1.9%). Причем Fiesta и Focus расположились на первых двух строчках ТОР-10 британских бестселлеров, а Mondeo – на десятом месте, заняв 77.5% в общем объеме продаж Ford. На втором месте среди марок идет британский Vauxhall с показателем 237.840 машин (-20.4%).
Стоит отметить, что Corsa и Astra занимают третье и четвертое места, Insignia – девятое место в рейтинге самых продаваемых в Великобритании моделей, а их доля составляет 79.1% в объеме реализации марки. А замыкает «тройку» самых продаваемых в Англии марок Volkswagen, объем реализации которого составил 161.137 автомобилей (-10%).
Бестселлер марки Golf находится на пятом месте среди самых продаваемых в Британии моделей и занимает 35,5% в объеме реализации. В ТОР-5 лидеров также входят Toyota (102612 шт., -2,9%) и Peugeot (102574 шт., -13,6%).
В связи с тем, что в феврале 2010 года стимулирующая программа будет завершена, аналитики прогнозируют падение британского авторынка в 2010 году до 1,8 млн. автомобилей. Кроме того, если в 2009 году спрос сместился в сторону частных покупателей (55,2% рынка против 35,9% в 2008 году), то в 2010 году, по мнению экспертов, большую часть рынка снова займут коммерческие продажи.
Испания
Продажи автомобилей в Испании по итогам 2009 года снизились на 17,9% и составили 952772 единиц. Как отмечают аналитики агентства «Автостат», падение испанского авторынка началось в начале 2008 года. Если в предыдущие несколько лет в этой стране продавалось порядка 1,6 млн. автомобилей, в 2008-м было реализовано 1,1 млн. машин, то в минувшем году автомобильные продажи в Испании не достигли 1-миллионной планки.
Между тем, аналитики констатируют некоторую стабилизацию продаж автомобилей в Испании, которая началась после того, как в мае в этой стране были введены бонусы в размере 2000 евро за утилизацию старого автомобиля при покупке более экологичного нового. Напомним, в августе испанский авторынок вышел на уровень прошлого года, а начиная с сентября после 16 месяцев падения продажи автомобилей росли четыре месяца подряд.
По итогам декабря положительная динамика составила 25,1% до 90553 новых автомобиля. Стоит при этом отметить, что если ранее в результате действия утилизационной программы увеличение продаж обеспечивали главным образом автомобили малых классов, то в декабре рост реализации зафиксирован во всех сегментах.
По данным Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей(ANFAC), самой продаваемой маркой по итогам 2009 года стала Renault, реализация которой снизилась на 12% до 89151 машины. Чуть меньший результат показал еще один французский бренд – Citroen: 87862 автомобиля (-14,1%). Замыкает «тройку» лидеров Ford, продавший 83855 машин (-21,2%). А вот местный автопроизводитель Seat, который еще по итогам 11 месяцев занимал третью строчку, в декабре уступил «бронзу» и оказался на четвертом месте с показателем 83792 машин (-18%). На пятом месте находится Peugeot, реализация которого достигла 81716 автомобилей (-20,6%). Добавим также, что продажи российских автомобилей Lada в Испании по итогам 2009 года остались на уровне предыдущего года и составили 82 машины.
Франция
Автомобильный рынок Франции в 2009 году девять месяцев (в марте и с мая по декабрь) показывал положительный результат, что обеспечило ему рост продаж и по итогам всего года. В минувшем году в этой стране было продано 2 млн. 268 тысяч легковых автомобилей – это на 10,7% больше, чем в 2008 году.
В декабре рост французского авторынка сохранился на ноябрьском уровне и составил 48,6% до 228451 машины. Напомним, с декабря 2008 года во Франции действует программа по стимулированию спроса, по которой за утилизацию старого автомобиля при покупке нового гражданам этой страны выдаются денежные премии в размере до 5000 евро.
Национальные бренды, которые занимают 53,9% авторынка Франции, в 2009 году увеличили продажи в целом на 13% до 1 млн. 223 тысячи автомобилей. Лидер французского рынка – Renault – реализовал 505521 машину, на 12,5% выше показателя за 2008 год. Продажи Peugeot увеличились на 9,8% и составили 377665 единиц. На автомобилях Citroen остановили свой выбор 339820 французских покупателей – на 17,4% больше, чем годом ранее.
Автомобили иностранных марок в минувшему году показали 8,1-процентный рост продаж – до 1 млн. 45 тысяч штук. Лидером в этой группе стал Volkswagen, продажи которого выросли на 4,1% до 150373 автомобилей. Второе место занимает Ford с показателем 133067 проданных машин (+18,7%). Замыкает «тройку» лидеров Toyota, реализовавшая с учетом Lexus 92175 автомобилей (-2%). В ТОР-5 самых продаваемых во Франции иностранных брендов также входят Opel (89259 шт., 0,6%) и Fiat (82286 шт., +12%).
Италия
Итальянский авторынок, который за первые пять месяцев 2009 года упал почти на 15%, после введения утилизационной программы с июня по декабрь демонстрировал положительную динамику. В результате по итогам 12 месяцев в Италии было продано 2 млн. 158 тысяч автомобилей – всего на 0,2% меньше, чем в 2008 году (2 млн. 161 тысяча машин). В декабре итальянский авторынок вырос на 16,7% и составил 165428 автомобилей. Напомним, в марте 2009 года итальянское правительство ввело дотации на покупку новых автомобилей в размере 1500-2000 евро, что и обеспечило восстановление автомобильных продаж во второй половине года.
По данным, полученным агентством «Автостат» в Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA), национальные автопроизводители, которые занимают порядка 32,9% местного рынка, в 2009 году увеличили реализацию на 2,7% до 710870 машин. Между тем, автомобили иностранных марок показали небольшое снижение продаж – на 1,5% до 1 млн. 447 тысяч штук.
Самой продаваемой в Италии автомобильной маркой остается Fiat, который в прошлом году реализовал 549310 машин (+1,3%). Причем Punto и Panda расположились на первых двух строчках ТОР-10 итальянских бестселлеров, модель 500 – на четвертом месте, заняв 79% в общем объеме продаж Fiat. Второй по объему продаж стала марка Ford с показателем в 210705 реализованных автомобилей (+24%), его бестселлер Fiesta – третья по популярности модель в Италии и обеспечивает марке 50,4% продаж.
Замыкает «тройку» лидеров Opel, реализация которого составила 126799 автомобилей (-11%). Бестселлер марки Corsa находится на седьмом месте среди моделей и занимает 41,2% в объеме реализации. В ТОР-5 самых продаваемых в Италии марок также входят Volkswagen (125887 шт., -8,7%) и Peugeot (113448 шт., +20,2%).
Германия
По данным Ассоциации автомобильной промышленности Германии (VDA), продажи новых легковых автомобилей на немецком рынке в 2009 году выросли на 23% и составили 3 млн. 807 тысяч единиц. Таким образом, превзойден результат 1999 года, когда в Германии было реализовано 3 млн. 801 тысяча машин. А рекорд продаж в истории немецкого авторынка приходится на первые два года после объединения страны, когда было поставлено на учет 4 млн. 158 тысяч машин в 1991 году и 3 млн. 929 тысяч автомобилей – в 1992-м.
Напомним, минувший год немецкий авторынок начал с 14-процентно падения в январе, однако с введением утилизационной программы, по которой выплачивалось 2500 евро за покупку нового автомобиля при утилизации машины старше 9 лет, уже в феврале продажи начали стабильно расти. Даже после официального окончания программы в августе немецкий авторынок продолжал демонстрировать достаточно высокую положительную динамику. Дело в том, что покупатели еще продолжали реализовывать сертификаты на получение премии, оформленные ими ранее, отмечают аналитики агентства «Автостат». Однако эффект от «утилизационной премии» сошел на нет, и в декабре после 10 месяцев роста немецкий авторынок ушел «в минус» – на 5% до 215400 машин.
По прогнозам VDA, в наступившем году продажи автомобилей в Германии упадут до 2,75 – 2,85 млн. единиц. Таким образом, если рынок будет развиваться по пессимистичному сценарию, результаты окажутся худшими за последние 25 лет. Начиная с 1986 года в Германии стабильно продавалось в год свыше 2,8 млн. легковых машин. А в расчете продаж на душу населения рынок может и вовсе оказаться на уровне 1982 года.