Эксперты предрекают, что повышение акциза на популярное в Украине дизельное топливо приведет к его подорожанию на 18 коп./литр.
Повышение с 1 ноября 2009 года акцизного сбора на дизельное топливо с содержанием серы от 0,035% до 0,2% на EUR15/тонна приведет к росту отпускных цен на него в оптовой и розничной торговле приблизительно на 18 коп./литр (при сегодняшнем курсе евро). Об этом говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, сообщает «Интерфакс-Украина».
Вместе с тем руководитель пресс-службы ПАО «Концерн Галнафтогаз» (Львов) Олесь Пограничный допускает, что в целом при увеличении акциза на EUR15/тонна происходит удорожание дизельного топлива примерно на 20 коп./литр. Куюн подчеркнул, что рост цен на марки дизтоплива с более низким содержанием серы, чем 0,035-0,2%, будет меньшим из-за более «щадящего» акциза. «Меньшее повышение будет у низкосернистых марок ДТ, так как акциз на них льготный. Повышение составит порядка 10 коп./литр», - считает эксперт. Среди других факторов, влияющих на удорожание топлива, кроме акцизного сбора, Куюн отмечает подорожание нефти и дизтоплива на мировых рынках, которое с 7 октября 2009 года уже составило 11,1% и 11,2% соответственно.
Также предрекает подорожание дизтоплива с момента повышения акцизов и директор НТЦ «Психея» (Киев) Сергей Сапегин. Он говорит, оптовые цены на топливо с содержанием серы 0,2% могут вырасти в цене ориентировочно на 300 грн./тонна. «Украинское дизтопливо в рознице подорожает на 25 коп./литр, а его качественный европейский «собрат» - лишь на 15 коп.», - считает эксперт нефтерынка. Сапегин полагает маловероятным более значительный рост цен – это продиктовано обострением борьбы за потребителя в условиях экономической рецессии, завершением уборочных работ на полях, то есть снижением спроса со стороны аграриев. В наибольшей мере, по его мнению, подорожание коснется покупателей менее качественного дизтоплива в части содержания серы (чем выше содержание серы, тем больше повышение акциза на него).
При этом эксперт не считает корректным говорить о том, что в основном пострадают аграрии. Данный сектор, по его оценке, сегодня обеспечен не только устаревшей техникой советского производства, но и в значительной мере высококачественной импортной техникой, требующей и качественного топлива. Подытоживая ситуацию с повышением акциза на дизтопливо в Украине, Куюн считает позитивным дифференцированный подход к их величине в зависимости от уровня содержания серы. «Это стимулирует производителей улучшать качество вырабатываемой продукции», - сказал он.
Напомним, что в конце апреля 2009 года президент Украины подписал закон, который существенно увеличивает ставки акцизного сбора на ряд продукции, в частности на 42-50% -- на дизельное топливо. Закон увеличивает с 1 ноября 2009 года акциз на дизельное топливо с содержанием серы свыше 0,2% - с EUR45 за тонну до EUR65 за тонну, от 0,035% до 0,2% - с EUR35 до EUR50, от 0,005% до 0,035% - с EUR30 до EUR45, менее 0,005% - с EUR20 до EUR30 за тонну.