7 сентября 2009 года, в Украине прекратила действовать 13%-я надбавка к таможенной пошлине на импортные автомобили. Однако, именно в этот день, Всеукраинская Ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД) провела пресс-конференцию, на которой озвучила опасения по поводу новых попыток поднять цены на авто с помощью законодательства.
Генерального директор ВААИД Олег Назаренко информировал, что в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5080, в котором предлагается ввести 15% (по другой версии – 10%. Прим. Ред.) дополнительный автомобильный сбор на автомобили.
В данном законопроекте ВААИД усматривает новую попытку не только повысить цены на автомобили, но и опять перераспределить рынок в пользу отдельных компаний. По словам г-на Назаренко, краткая суть законопроекта №5080 такова:
Дополнительный автомобильный сбор платят все участники рынка, в том числе и автопроизводители, но он поступает в некий спецфонд, из которого затем финансируется создание новых рабочих мест и удешевление продукции автопроизводителей. Кроме того, в проекте закона абсолютно не прописана процедура распределения средств из данного фонда, а зная, как в Украине возмещают НДС, можно предположить, что это будет коррупционная модель.
«Такая схема будет явно коррупционная: одним возместят, вторым нет, одним раньше, вторым позже» - прогнозирует Олег Назаренко.
Кроме того, с появлением такого дополнительного автомобильного сбора возрастет цена на автомобили до 18-23%, что в период кризиса опять же недопустимо. Ну и напоследок, такие действия депутатов явно противоречат соглашениям с ВТО и вызовут гневную реакцию международных организаций и могут привести к санкциям со стороны других стран по отношению к украинским товарам – считают в ВААИД.
Генеральный директор ДП «АВТО Интернешнл» (дистрибьютор Mazda, Suzuki) Елена Дунина, констатирует, что после введения 13%-ой надбавки автопроизводители не получили никаких преимуществ, и их падение было таким же, как и всего рынка. В свою очередь, «АВТО Интернешнл» на примере автомобиля С-класса демонстрирует, что в случае введения 15%-ого автомобильного сбора цена такого автомобиля возрастет с 90927 грн ( в сентябре 2008 г) до 178869 грн. (145658 грн на сентябрь 2009 г.). Автомобильный рынок может не выдержать такого резкого роста, тем более, что он и так сократился на 77% по сравнению с 2008 годом.
Господин Назаренко добавил, что потери бюджета от введения 13%-ой надбавки составляют почти $1,5 млрд, так как импорт авто упал в 27 раз и составил 3,5% от значений прошлого года. Еще накануне 6 марта автоимпортеры ввезли и растаможили в Украину большие партии автомобилей, которых хватило, чтобы торговать до сентября. Сейчас автоимпортеры готовы или уже ввезли еще 90 тыс. авто.
В новом сезоне, из-за девальвации гривны, автоимпортеры не видят причин для снижения цен. По отдельным моделям возможна коррекция на 5-7%, а главную задачу автоимпортеры видят в удержании существующих цен при постоянно растущей стоимости валют.
Также ВААИД не поддерживает и программу стимулирования замены старых автомобилей на новые, которую вскользь упомянули в законопроекте №5080. Олег Назаренко полагает, что в таком виде, как записано в проекте №5080 – это почва для коррупции. Такая программа должна быть максимально прозрачна и одинакова для всех участников рынка. Генеральный директор «АВТ Бавария» (импортер BMW, Mini, Rolls-Royce) Александр Тимофеев приводит пример Германии, где основная часть стимулированных продаж пришлась на недорогие авто и не только немецкого производства. Цель таких программ – создать оборот, движение капитала и через это выходить из кризиса. Господин Тимофеев подчеркивает, что на предприятиях автоимпортеров также работают высококвалифицированные специалисты не только в области продаж, но и сервиса и обслуживания. Сегодня объемы сервисных работ уже упали на 30% и мы будем вынуждены сокращать персонал. В отдельных регионах уже критическая ситуация. За время действия 13%-ой надбавки мы почти ничего не дали бюджету, так как не завозили авто, а ведь мы очень исправно платим все налоги – сказал Александр Тимофеев.
Участники ВААИД в очередной раз высказались за равенство всех операторов на рынке, а также подчеркнули, что приветствовали бы от властей мораторий на изменение налоговой нагрузки на период кризиса, поскольку любые колебания приводят в конечном счете лишь к убыткам.