Уже стало традицией, что с началом нового сезона, начинаются и новые попытки переписать автомобильное законодательство. Похоже и 2009 год не станет исключением.
Как стало известно, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5080 "Щодо підтримки рівня зайнятості в Україні в умовах світової фінансової кризи", авторства С. Терехина и группы депутатов, которым предполагается ввести 15% дополнительного налогообложения на импортные автомобили. Средства, полученные в результате данной инициативы, депутаты предлагают направлять на создание новых рабочих мест. Но сами 15% будут взыматься не при таможенном оформлении, а уже со стоимости растаможенного авто и после уплаты НДС. Другими словами - это своеобразный аналог налога на роскошь, только под него попадают исключительно импортные автомобили. Таким образом, предложение депутатов взымать 15% со стоимости растаможенного авто, по величине налоговой нагрузки превышает действовавшую 13%-ю надбавку к пошлине, поскольку она бралась с инвойсной стоимости авто (закупочная цена авто за границей).
Депутаты считают, что данным налогом они не только помогут сохранению существующих рабочих мест на автопроме, но и создадут резерв для создания новых рабочих мест за деньги любителей роскоши. На практике, этот налог очень сильно ударит по авторынку и фактически нивелирует импорт авто. Мало того, что из-за девальвации гривны автомобили и так поднялись в цене до 40-50% и далее продолжают дорожать, так еще появление 15% дополнительного налога может попросту отпугнуть потребителей от автосалонов. К примеру, в 2008 году некий средний автомобиль продавали за 95000 грн. Уже в сентябре 2009 года его будут продавать уже за 161500 грн. Если инициатива депутатов найдет поддержку, то этот же автомобиль будет стоить 185725 грн., то есть на 95,5% дороже прошлого года. Подчекнем, что речь шла о достаточно обыденном авто (достаточно вспомнить какие авто в 2008 году продавались по близкой цене).
Уже сейчас рынок новых авто сократился на 77% по сравнению с 2008 годом, а после такого увеличения цен на 15% потребители станут интересоваться только бу автомобилями и продукцией отечественного автопрома.
Как сообщил Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко, автоимпортеры намерены информировать ВТО и другие международные организации о недопустимости таких действий. Сейчас проводятся консультации и с депутатами. Однако в нынешней ситуации политического хаоса, возможны любые сценарии.
В то же время, уже с 7 сентября прекращается срок действия 13%-ой надбавки к пошлине и автоимпортеры планируют поставки новых партий авто в больших количествах, пока не начали действовать новые ограничения. По оценкам г-на Назаренко, импортеры готовы ввезти 90 тыс. автомобилей, которых хватит рынку до весны 2010 года. При таком варианте, инициатива законопроекта №5080 может не сработать, как не сработало и введение 13%-ой надбавки, поскольку в стране было до 80 тыс. автомобилей на складах.
В существующем варианте законопроект №5080, если будет принят Верховной Радой, начнет свое действие только через полгода. Срок действия налога - 11 месяцев.