Полная свобода действий для покупателей автомобилей закончилась. Новый Закон защищает права потребителей и четко регламентирует что и в какой срок должны сделать, но такой "халявы" у покупателей авто уже нет. Зато можно взять кредит и за 14 дней передумать.
Президент подписал изменения в Закон "О защите прав потребителей". Документ существенно разросся (теперь в нем 32 статьи вместо 26). По идее, он пересматривался ради Евросоюза. Однако, по мнению заместителя директора департамента потребительской политики Госпотребстандарта Сергея Литвиненко, поправки "загубили закон". |
В новой редакции ст. 8 изложена так, что покупатель фактически имеет право лишь требовать ремонта, а не замены дефектного товара. (Дефектным объявлен товар, имеющий <существенные недостатки>, а в определении <существенного недостатка> говорится, что он <не может быть устранен или для его устранения необходимы большие затраты средств и времени>).
По словам Сергея Литвиненко, основным редактором изменений в Закон был г-н Васадзе (Почетный Президент Корпорации "УкрАвто"). Теперь, чтобы обменять некачественную вещь, нужно доказать, что ремонту она не подлежит, а это дело практически невозможное. И если раньше, отмечал представитель Госпотребстандарта со ссылкой на экспертов TACIS, отечественная норма защиты прав потребителя была лучшей в Европе, то теперь этого утверждать нельзя, несмотря на привнесение множества европейских уточнений.
Тем не менее в законе есть утешительные для потребителя новшества. В частности, расширены положения о гарантийных обязательствах продавца перед покупателем, определены права потребителя при приобретении товара в кредит (теперь покупатель имеет право по своему желанию разорвать кредитный договор в течение 14 дней). Введено понятие договора, заключенного на расстоянии и договора вне торгового или делового помещения, что призвано регламентировать новые методы торговли, в частности, с помощью интернета. Урегулирован порядок применения понятий <скидка>, <уменьшение цены> и <распродажа>. Приведен в соответствие с требованиями законодательства ЕС порядок имущественной ответственности за ущерб, причиненный дефектной продукцией.
Потребитель может потребовать выполнить ремонт и после окончания срока гарантии (до 10 лет), если неисправность возникла по вине производителя.
Споживач має право пред’явити виробнику (продавцю) вимогу про безоплатне усунення недоліків товару після закінчення гарантійного строку. Ця вимога може бути пред’явлена протягом установленого строку служби, а якщо такий не встановлено - протягом десяти років, якщо в товарі було виявлено недоліки (істотні недоліки), допущені з вини виробника.
Ст. 18 конкретизирует перечень условий договоров, признаваемых несправедливыми, а ст. 19 запрещает нечестную предпринимательскую практику. В частности, применение <пирамидальных схем>, когда потребителю платят за привлечение других клиентов. К сожалению, санкции против подобных нарушений не прописаны.
Ст. 23 расширена пунктом 9: теперь за неисполнение или несвоевременное исполнение предписания должностных лиц уполномоченных органов в сфере защиты прав потребителей продавцам грозит штраф в размере 20 необлагаемых минимальных доходов. Пункт 10 предусматривает штраф за реализацию просроченного товара в размере 200% стоимости остатка, но не менее пяти необлагаемых минимумов.
Приятные новости для торгующих: с 01.01.07 предусматривается возврат стоимости образцов, взятых проверяющим органом на экспертизу.
Советуем изучить текст Закона в новой редакции, поскольку в нем есть существенные изменения.
Полный текст Закона "О защите прав потребителей"
По данным AUTO-Consulting за время действия предыдущей редакции Закона "О защите прав потребителей" обменять автомобиль (или получить назад его стоимость. Прим. Ред) в Украине удалось около 100 потребителям. 95% обменов происходило после судебных решений в пользу потребителей.
Изучите опыт по защите своих прав автовладельцев
По инф. украинских СМИ. |