Когда единственным выходом может стать закрытие автозавода. Мировая хроника

12:38 30.05.2014
Когда единственным выходом может стать закрытие автозавода. Мировая хроника

2014 год явно не станет для мирового автомобильного производства рекордным и радостным. Не смотря на немалые инвестиции, даже многие всемирно известные автомобильные марки вынуждены продавать, закрывать или на неопределенный срок останавливать свои предприятия. Вот краткая хроника неприятных событий.

Нынешний год в автомобильном мире начался с того, что после завершения переговоров, длившихся с 2009 года, FIAT полностью приобрел американский автогигант Chrysler. Легендарный американский автопроизводитель уже десятилетие не может выбраться из кризиса. И единственным спасением для него стала полная продажа активов. Итальянцы, которые сами озадачены загрузкой собственных предприятий, уже не первый год ищут работу для заводов в Сицилии и Турине. И пока так ее и не нашли.
Только продажа акций альянса PSA Peugeot Citroen китайскому автопроизводителю Dongfeng Motor спасла от остановки заводов французского концерна. Даже семья Пежо пришлось поступиться своими акциями ради спасения французского автопрома. Теперь ее доля уменьшится с 25% до тех же 14%.
В настоящее время у PSA и Dongfeng уже имеется серьезное партнерство: компании вместе владеют тремя предприятиями в Китае.

Но далеко не всегда удается найти покупателя или инвестора. И тогда – единственным выходом может стать закрытие автозавода.
В феврале 2014-го арбитражный суд Ростовской области признал Таганрогский автомобильный завод банкротом и ввел конкурсное производство на предприятии сроком на пять месяцев. Иск о признании предприятия банкротом в апреле 2012 года подал сам «ТагАЗ». В июне ростовский суд ввел процедуру наблюдения в отношении автопроизводителя, а в марте 2013-го на заводе было введено внешнее управление сроком на 18 месяцев.
После этого на «ТагАзе» происходило взыскание дебиторской задолженности, были проданы остатки выпущенных автомобилей и сокращен штат. Однако, заводу не удалось реализовать свои непрофильные активы стоимостью почти 174 миллиона рублей, а также возобновить производство из-за отсутствия капиталовложений. Общая сумма долга завода превышает 5 миллиардов рублей.
В решении суда отмечено, что около 50 процентов дебиторской задолженности взыскать не представляется возможным.
Но пройдя «очищение» ТагАЗ не исчезнет. Сборку автомобилей на обанкротившемся Таганрогском автозаводе планируется возобновить летом текущего года. Не исключено, что в возобновлении работы предприятия примет участие объединенная группа Fiat Chrysler, которая будет производить на мощностях «ТагАЗа» машины марки Jeep. А возрождать «ТагАЗ», по предварительной информации, взялся известный шоу-мен и продюссер группы «Ласковый май» Андрей Разин.
В том же феврале нынешнего года появилось сообщение, что Toyota прекратит все производственные операции на территории Австралии. Сборка автомобилей – седанов Camry, Camry Hybrid и Aurion – и 4-цилиндровых моторов будет прекращена на континенте к концу 2017 года. Как отмечает издание Motoring, отказ японцев от выпуска машин оставит страну без какой-либо автомобильной промышленности.
В Toyota сообщили, что отказ от производства в Австралии вызван рядом рыночных и экономических факторов. В частности, японцы отметили высокую стоимость содержания заводов. Таким образом, с конца 2017-го австралийское представительство Toyota будет заниматься лишь продажей автомобилей.
Из-за свертывания производства в Австралии рабочих мест лишатся две с половиной тысячи человек. Плюс ко всему, в Toyota расформируют некоторые корпоративные подразделения. Сейчас японская компания прорабатывает различные варианты оказания поддержки сотрудникам, которые будут уволены.
Ранее о прекращении сборки автомобилей в Австралии заявили Ford и Holden (General Motors). Первая компания остановит выпуск машин в 2016 году, вторая – в 2017-м.

В феврале поступила информация о том, что китайская компания Wanxiang Group получила контроль над Fisker. Китайцы согласились заплатить за американскую компанию 149,2 миллиона долларов (в том числе, 8 миллионов в виде долговых обязательств), что почти в шесть раз превышает сумму, на которую рассчитывал «Фискер» после объявления банкротства в ноябре прошлого года. Проблемы «Фискера» начались в конце прошлого десятилетия. В 2009 году фирма получила ссуду в 529 миллионов долларов от Министерства энергетики США в рамках государственной программы по продвижению на рынок экологичных машин. Однако, компании не удалось выработать прибыльную стратегию – каждый проданный гибрид Karma приносил убыток до 35 тысяч долларов. Выпуск автомобилей прекратился летом 2012 года.
Еще одна автомобильно-производственная новость февраля 2014-го. И тоже со знаком «минус». Российский миллиардер Прохоров и его компания «ё-АВТО» отказались от серийного выпуска «ё-мобиля».
Не исключено, что силовую установку, патент на которую принадлежит «ё-АВТО», приобретет другая организация. Суперконденсаторы, используемые в силовом агрегате «ё-мобиля», могут быть запущены в серийное производство на строящемся под Санкт-Петербургом заводе. И им подыщут альтернативное применение.
Печальный финал постиг амбициозного производителя суперкаров - Marussia Motors. Компания прекратит работу над всеми действующими проектами. Сотрудники покидают российского производителя суперкаров. Часть из них перейдет на работу в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ).
Не удалось Marussia Motors разбогатеть и на разработке российского лимузина в рамках проекта "Кортеж". Поэтому, компания свернула всю активность по привлечению заказов из-за рубежа и России .
Временная остановка производства – это частый и прием оптимизации предприятия. Именно он дает возможность разгрузить склады. Им пользуются как западные автоконцерны, так и российские заводы. Так, в феврале три российских автомобильных завода приостановили производство. Выпуск машин прекратился на «АвтоВАЗе», заводе General Motors в Санкт-Петербурге и на «УАЗе». Также, для компенсации потерь, в связи с падением объемов продаж и колебанием курса рубля, было временно прекращено производство автомобилей на заводе Ford Sollers во Всеволожске.
Завод Ford Sollers в этом году увеличил период новогодних каникул с 6 декабря 2013 г. до 19 января 2014 г., а затем перешел на неполную рабочую неделю. В текущем году на всех заводах Ford Sollers будет введен режим работы в одну смену, а во Всеволожске планируется периодически останавливать конвейер. Там же сократят около 700 сотрудников. В компании надеются, что подобные меры позволят сохранить «эффективность производственного процесса» и «минимизировать влияние неблагоприятных экономических факторов» на бизнес.
В апреле СП «GM-АвтоВАЗ», выпускающее Chevrolet Niva, остановило сборочный конвейер на неопределенный срок.

В мае Opel закрыл завод в немецком Бохуме. Закрытие завода в Бохуме обойдется компании Opel в 550 миллионов евро. Об этом сообщает агентство Reuters, со ссылкой на собственные источники. В эту сумму, в том числе, войдут расходы на компенсацию за досрочное увольнение приблизительно 3,3 тысячи работников, а также затраты по переносу производственной линии компактвэна Zafira на предприятие в Рюссельхайме.
Сворачивание производства в Бохуме является частью программы «Опеля» по возвращению к прибыли после более чем десятилетнего убыточного периода. С 1999 по 2012 год Opel понес убытки в размере 18 миллиардов долларов.
И самое свежее майское сообщение. Компания Saab остановила производство возрожденного седана 9-3. Причиной стало отсутствие финансирования со стороны китайской фирмы Qingbo Investment, которая является одним из совладельцев консорциума National Electric Vehicle Sweden (NEVS), распоряжающимся маркой «Сааб». Представитель компании Микаэль Остлунд сообщил агентству Reuters, что конвейер остановлен примерно на месяц. Кроме того, будут проведены сокращения рабочих мест.
По состоянию на 20 мая 2014 года фирма перевела в Швецию три миллиарда крон (331 миллион 413 тысяч евро), и инвестиции продолжатся. Что касается Qingbo Investment, то компания пообещала выполнить обязательства. Пока этого не произошло, NEVS принял решение остановить производство.
Эксперт холдинга Morgan Stanley Адам Джонас, заявил, что в мире может остаться пять-шесть крупных автопроизводителей. Об этом сообщает The Detroit News. «В мире слишком много автомобильных компаний: мы обслуживаем примерно 30 автопроизводителей в восьми странах. По нашему мнению, с учетом экономических показателей, конкурентоспособности и технологических возможностей количество компаний сократится до пяти-шести», – заявил Джонас, добавив, что в своем нынешнем виде автопроизводители, в том числе американские, проработают еще 15-20 лет.
Ранее концерн General Motors закрыл несколько принадлежавших ему брендов. В их числе: Hummer, Pontiac, Saturn. Помимо этого, неоднократно сообщалось об объединении некоторых мировых автопроизводителей и создании альянсов.
Причина всех этих рокировок на производственной ниве – спад спроса на автомобили в мире. Поэтому, даже не смотря на поддержку правительств разных стран, создающих свои производителям условия наибольшего налогового благоприятствования, защиту рынков, льготные кредиты и миллиардные инвестиции, компании с мировым именем вынуждены останавливать свои предприятия. Или продаваться зарубежным компаниям.
Что уж говорить о наших украинских производителях, которые не имеют ни ресурсов, ни хотя бы минимальной поддержки государства, ни защиты рынка, ни, тем более, богатых иностранных партнеров.
В таком свете, перспективы отечественного автопрома безрадостны и пессимистичны. А в свете сложившейся в стране нестабильной ситуации, даже сложно предположить, какие из украинских автомобильных заводов, не просто сохранят производство, а элементарно доживут до конца 2014 года.


Источник: АвтоКонсалтинг
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2015