AUTO-Consulting разобрался, кому, как и за какие автомобили придется ежегодно платить 25 тыс. грн. нового транспортного налога. Имеет ли он обратную силу, и какие возможны нюансы, позволяющие, как минимум не переплатить лишнего.
Как уже сообщал AUTO-Consulting, с 2015 года за автомобили с мотором объемом 3 л и больше и возрастом до 5 лет, надо будет ежегодно платить 25 тыс. грн. нового транспортного налога. Его уже успели окрестить налогом на роскошь.
Как можно приобрести дорогой автомобиль премиум-класса и, при желании, обойти налог на роскошь, AUTO-Consulting уже также рассказывал. Способы есть.
Теперь пришло время разобраться, кому конкретно придется платить по 25 тыс. грн в год. Для этого AUTO-Consulting изучил Закон Украины «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законодавчих актів України щодо податкової реформи».
Кто платит
Многих читателей AUTO-Consulting волновал вопрос «Кто будет платить 25 тыс. грн. в год?». Только физические или только юридические лица. По информации AUTO-Consulting, платить должны будут и те, и другие. И даже не резиденты Украины, имеющие в установленном порядке зарегистрированный автотранспорт с объемом мотора 3 л и больше (и бензиновые и дизельные) в возрасте до 5 лет.
Не исключено, что теперь многие нерезиденты вспомнят о когда-то популярной практике временного ввоза автомобилей. И не будут платить ничего. А со временем, не исключает AUTO-Consulting, к автопарку нерезидентов «присоседятся», как это уже было, и автомобили частных лиц, не желающих платить налог на роскошь.
Как платить
Если автомобиль приобретен в течение года, налог на роскошь начинает платиться физлицом с того месяца, когда возникло право собственности. Для этого, с 1 апреля 2015 года органы внутренних дел должны подать в контролирующие органы по месту регистрации авто сведения, необходимые для расчета налога. А потом подавать такие сведения ежемесячно, в 10-дневный срок с момента регистрации автомобиля.
Таким образом, по информации AUTO-Consulting, до 1 апреля будут поданы данные на всех владельцев автомобилей 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годов выпуска. А затем, по мере регистрации, – всех новоиспеченных владельцев.
Налоговое уведомление (уведомления) вручается плательщику налога на роскошь до 1 июля базового налогового отчетного периода. И физлица должны уплатить налог в течение 60 дней. Юридические лица самостоятельно обсчитывают налог, начиная с 1 января текущего года, и подают декларацию в контролирующий орган по месту регистрации до 20 февраля.
Физлица, по информации AUTO-Consulting, платят налог сразу целиком. Юрлица – могут разбить его на равные части и выплачивать ежеквартально в течение года.
По мнению AUTO-Consulting, тут важно понимать, что если право собственности на автомобиль наступило, например, в апреле 2011-го, то формально платить надо не до апреля 2016-го, а до того времени, когда автомобиль перестанет считаться 5-летним, то есть до 1 января 2016-го. Но в этом случае явно понадобится разъяснение Миндоходов, поскольку возможны различные толкования.
Если вы продаете такой автомобиль, то платить за него надо до того месяца, когда вы утратили на него право собственности (включительно). А новый владелец должен начать платить с того месяца, когда получил на него право собственности (включительно).
За объекты налогообложения, приобретенные в течение года, налог начинает платиться с того месяца, когда владелец вступил в права собственности. Пропорционально за те месяцы, которые остались до конца года. То есть, если вы приобретаете автомобиль в марте 2015 года, то платите налог только за 10, а не за 12 месяцев 2015-го.
Обратная сила Закона
Немаловажный вопрос, волнующий читателей AUTO-Consulting: «Надо ли платить тем, кто уже имеет автомобиль, с объемом мотора больше 3 л, или ежегодный 25-тысячный налог касается только новых автомобилей, купленных после вступления в силу закона о роскоши, то есть после 1 января 2015 г?».
По информации AUTO-Consulting, владельцы авто с объемом двигателя больше 3 л, сами того не ведая, «попали». Хотя, те, кто борется за социальную справедливость, наоборот, считают, что справедливость, хоть и с опозданием, но восторжествовала. В том смысле, что «богатые хоть сейчас, что-то заплатят».
В Законе четко написано, что «Об’єктом оподаткування є легкові автомобілі, які використовувалися до 5 років і мають об’єм циліндрів двигуна понад 3000 куб. см.». Нигде нет слова «новый» или «приобретенный/зарегистрированный в какой-то период». До 5 лет и точка. А это значит, что, по данным AUTO-Consulting, по 25 тыс. грн. в год придется платить всем владельцем автомобилей с 3-литровым и больше мотором, 2011 и младших годов выпуска. С нынешнего года для них и так недешевое топливо, фактически подорожает вдовое. Ведь 25 тыс. грн. – это, на сегодняшний день, фактически 1500 л.
Что же теперь: автомобили с объемом мотора 3 л и больше исчезнут с украинского рынка? Да нет. Они останутся, и их и дальше будут покупать те, кто не озабочен экономией топлива и защитой окружающей среды. В нынешнем 2015-м году в последний раз оплатят свою эксплуатацию 3-литровки 2011 года выпуска. А сейчас можно покупать уже безналоговые дорогие авто с моторами большого объема 2010 года выпуска и старше.