Россия будет стимулировать свой автопром до 2030 года

10:25 12.12.2014
Россия будет стимулировать свой автопром до 2030 года

В области развития автопрома Россия демонстрирует фантастически прагматичную политику. Не успел авторынок РФ сократится на 10%, как участники уже заговорили о коррекции условий для инвестирования. И самое главное, что их в Правительстве услышали. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минэкономразвития и Минфину совместно с участниками рынка подготовить новую редакцию стратегии развития автопрома и до 2 декабря следующего года внести документ в правительство.

Это следует из протокола совещания, которое провел 2 декабря Медведев. Стратегия была принята в 2010 г. и последний раз актуализировалась в конце 2013 г. Новый вариант должен увеличить срок ее действия на 10 лет — до 2030 г., говорится в протоколе.

«Изменение стратегии было одной из основных просьб автопроизводителей помимо поддержки рынка. Хорошо, что власти нас услышали», — радуется сотрудник одного из российских автозаводов. Стратегия принималась в 2010 г. в условиях роста рынка, но с 2013 г. продажи машин падают, замечает он. Действующая редакция стратегии потеряла актуальность, соглашается представитель Минэкономразвития. Это не позволяет сформировать долгосрочные мероприятия господдержки и определить их ресурсное обеспечение, указывает он.

Самое главное — непонятно, что будет после 2020 г., когда закончатся льготы по соглашениям о работе в режиме промсборки. Это мешает долгосрочному планированию, подчеркивает сотрудник автозавода.

Соглашения о промсборке подписали все крупнейшие автопроизводители, получив льготы на ввоз автокомпонентов (вплоть до нулевой ставки) в обмен на обязательства по увеличению локализации (до 60%) и расширению мощностей (до 350 000 шт. в год). Компании выполняют условия.

Но на фоне ослабления рубля и сокращающегося рынка некоторые участники рискуют не достичь требуемого уровня локализации. Это может быть экономически невыгодным, предупреждают Литвиненко и Удалов. Но если компании будут понимать, что государство продолжит поддерживать отрасль и после 2020 г., то скорее всего сокращать инвестиции не станут, думают они. Локализацию автомобилей простимулирует и поддержка автокомпонентной отрасли, уверены собеседники «Ведомостей». Обязательно нужно предусмотреть в стратегии и поддержку экспорта, добавляет сотрудник одного из автозаводов. Многое будет зависеть от рынка, но в текущей ситуации сказать, каким он будет в 2030 г., практически невозможно, замечает представитель Ford Sollers. Оценка пока не проводилась, говорит представитель Минэкономразвития.

Именно прагматичным подходом к автомобильным инвесторам, Россия смогла убедить автомобильные концерны в перспективности инвестировать в строительство автозаводов. И такой подход дал результаты. В РФ построено или строится 22 новых автомобильных завода.

На этом фоне в Украине наблюдается диаметрально противоположная политика. На днях еще тогда кандидат в министры экономики Айварас Абрамавичус заявил: "Зачем притворяться, что у нас есть производство автомобилей, если это отверточная сборка?" Но какие реформы последуют в сфере автопроизводства под руководством нового министра пока не понятно. На сегодня, каких-то специальных льгот украинский автопром и так не имеет. Все они были отменены в 2005 году Кабинетом Министров Юлии Тимошенко. Нет также и четкого понимания в стратегии развития автомобилестроительной отрасли.

Вернее, регулярно появляются разные документы, которые претендуют называться стратегиями, но по факту не отвечают на ключевые вопросы. К примеру, проект программы развития автомобильной промышленности Украины до 2020 года, который обсуждался год назад на одной из конференций предполагал, что Украина сможет выпускать до 780 тыс. автомобилей и занять 150 тыс. человек. Но еще в 2013 году, эксперты высказывали сомнения в реалистичности этого плана. Не было четко определено: какие автомобили Украина будет выпускать в таких огромных количествах и на каких заводах? И будут ли они востребованы внутренним рынком или при экспорте?

Между тем, Украина и ее автопром остро нуждается в инвестициях и новых технологиях. Но в стране должна пройти публичная дискуссия на тему будущего вектора развития автопрома, с учетом новых реалий, которые сложились. Уже очевидно, что завлечь инвесторов стало еще сложнее - в стране идет война. Но это вовсе не означает, что нужно махнуть рукой на автопром. Пример того же КрАЗа показал, что только собственная промышленность в трудную минуту может спасать страну и армию.


Источник: АвтоКонсалтинг
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2015