21 августа 1974 года была впервые представлена вниманию медиа Volvo 240. Модель имела беспрецедентный успех и в течение 19 лет производства было изготовлено около 2,8 миллионов экземпляров.
1974 год стал выдающимся годом для Швеции. Весной группа ABBA победила в песенном конкурсе Евровидение с песней Waterloo, 18-летний Бьерн Борг победил теннисную элиту, а Volvo представил одну из самых важных моделей бренда.
21 августа представители медиа впервые увидели и сели за руль нового автомобиля. С главного офиса Volvo в Торсланде в небольшой городок Бурленге журналистов доставили чартерным рейсом, где их уже ожидала линейка Volvo 244 GL. Они были представлены в оранжевом цвете кузова, типичном для того времени, и с оранжевым салоном.
Volvo 240 был усовершенствованием модели серии 140, однако получил много изменений. Основные инновации коснулись передней части, вдохновением для которой стал автомобиль безопасности VESC, который был представлен два года до того. Наиболее заметными изменениями стали крупные бамперы - в целом автомобиль был на 13 см длиннее модели 140 серии. Характерные подголовники решетчатого типа были добавлены к основным обновлений интерьера.
Новосозданый двигатель B21 был представлен в 97 hp карбюраторной версии и 123 hp-версии с впрыском топлива. Передняя часть автомобиля получила новый дизайн с применением стоек и реечного рулевого управления MacPherson.
В октябре 1974 году началось производство более эксклюзивных версий 260, который с начала был представлен лишь в двух версиях - DL и GL. Модель 264 была оснащена новым 2.7-литровым двигателем V6 140 hp. Двигатель с названием B27 изготавливался в Дуврине на севере Франции, как результат партнерства между Volvo, Renault и Peugeot.
В течение всего периода производства Volvo 240 был доступен с несколькими версиями двигателей. Во время мировой премьеры в 1979 году была представлена модель с 6-цилиндровым дизельным двигателем, созданного в партнерстве с Volkswagen. Для некоторых рынков дизельный двигатель также был доступен в 5-цилиндровой версии. Модель 1981 года получила версию 244 турбо мощностью 155 hp. Настоящая сенсация была представлена чуть позже - 245 турбо wagon - первый серийный универсал с бензиновым турбо двигателем.
На протяжении длительного времени Volvo 240 была представлена в различных комплектациях. Кроме двух-, четырех- и пятидверных версий, была доступна эксклюзивная coup? - 262C, созданная итальянской мастерской Bertone, которая изготовила 6622 автомобили в период с 1977 по 1981 гг. Если оценивать по шкале размеров, то были созданы модели 264TE и 245T, увеличенные на 70 см. Версия 264 Top Executive стала роскошной комплектацией типа «лимузин», а 245 Transfer был универсалом увеличенного размера, который использовали в сельской местности как школьный автомобиль.
Первые экологические нормы мирового уровня были представлены в 1976 году. Volvo осуществила свою первую поставку автомобилей 200 серии с трехходовым каталитическим нейтрализатором и кислородными датчиками в Калифорнию. Использование кислородных датчиков означало, что в каталитическом нейтрализаторе исчезали до 90% вредных газов, таких как окись углерода и азота. В 1977 году бренд Volvo одержал победу в рейтинге Национальной защиты окружающей среды Америки. В 1978 году Volvo 240 стал самым экологичным автомобилем США согласно California Air Resources Board.
Volvo 240 Turbo также была успешной моделью гонок. Высокий титул она получила в 1985 году, когда Томас Линдштром и Жанфранко Бранкателли одержали победу в чемпионате Европы Touring Car, ETC.
Volvo 240/260 получили ряд наград в области безопасности. В Великобритании Volvo получил награду Don Safety Trophy за продвижение безопасности движения и соответствие юридическими нормам. В 1976 году Volvo 240 стала примером для развития направления безопасности Администрации безопасности движения США, универсал Volvo 240 стал самым безопасным автомобилем в своем сегменте в США согласно исследованию института Highway Loss Data.
Volvo 240 стал коллекционным автомобилем, а его турбированная версия пользовалась значительным успехом у энтузиастов бренда. На данный автомобиль до сих существуют оригинальные запчасти Volvo и количество новых компонентов постоянно растет.
Volvo 240 также изготавливался в Калмар и бельгийском городе Гент. Последний автомобиль сошел с производственной линии завода Торсладна в Гетеборге 5 мая 1993 года. Модель просуществовала 19 лет, а это дольше чем ожидалось.
Генеральный директор Volvo Пер Г. Гиленхаммар проводил продажу последней модели 240 во время специальной церемонии, где он сказал: "Мы создавали один из самых безопасных автомобилей в мире, один из тех, который действительно стоит приобрести, и он стал легендой, но ему на смену придут новые."
Volvo 200 series - модель, которая была произведена в наибольшем количестве - было создано 2 685 171 моделей 240 и 177 402 моделей 260. Всего 2 862 573 автомобилей было создано в период с 1974 по 1993 годы.