Через несколько лет сборку машин в России может прекратить ряд крупных автопроизводителей, перейдя на импорт. Об этом, как пишет «Коммерсантъ», на экспертном совете комитета Госдумы по промышленности заявили представители компании «Соллерс». Такой вывод эксперты сделали из динамики спроса на новые автомобили, которая «значительно отличается» от прогнозов государственной стратегии развития авторынка до 2020 года
В докладе «Соллерса», основанном на исследовании компании Roland Berger Strategy Consultants, отмечено, что из-за уменьшения пошлин на импорт, вызванных вступлением России в ВТО (к 2019 году они должны уменьшится с 25 до 15 процентов), и стагнации авторынка «локализовать производство в России после 2017 года будет нецелесообразно».
Эксперты прогнозируют, что к этому времени доля ввозимых в страну машин может увеличиться с нынешних 29 процентов (700 тысяч машин) до 67 процентов (1,4 миллиона машин), хотя ранее в государственной стратегии речь шла о 20 процентах. Количество производимых в России иномарок может упасть вдвое – с 52 процентов (1,3 миллиона машин) до 26 процентов (600 тысяч машин), так как мощности большинства российских предприятий не могут составить конкуренцию европейским заводам.
По оценкам специалистов, в России практически отсутствует государственная поддержка автопрома, а субсидии только покрывают расходы компаний на утилизационный сбор, предоставляя выгоду в 5-10 процентов по сравнению с импортом. При отмене субсидирования небольшие объемы производства практически перестанут быть экономически обоснованными в России.
Таким образом, российскую сборку машин может прекратить ряд зарубежных компаний, включая BMW, PSA Peugeot Citroen, SsangYong, Opel, а также китайские фирмы. Кроме того, контрактное производство могут свернуть на «Автоторе», а также на предприятиях «Соллерса», Derways и «Группы ГАЗ» даже при оптимистичном прогнозе роста российского авторынка до 3,3 миллионов машин к 2020 году.
В январе стало известно, что российские власти до конца 2016 года выделят из госбюджета на развитие автопрома 270 миллиардов рублей. Большая часть средств пойдет на содержание рабочих мест (162,4 миллиарда рублей), а также на поддержку гарантийных обязательств автомобилей, соответствующих нормам «Евро-4» и «Евро-5» (81,2 миллиарда рублей).