К райне неприятная история с дефектными замками зажигания, которая привела только по подтверждённым GM данным к 13 погибшим (другие источники называют большие цифры), докатилась недавно до Сената. Независимое расследование возглавлял бывший федеральный прокурор Антон Валукас. Итоги эпопеи подвела 5 июня 2014 года исполнительный директор GM Мэри Барра. В частности, определены люди, чьи действия привели к трагедии. Пятнадцать сотрудников, в том числе не менее восьми руководителей старшего звена, были уволены. Ещё пятеро подвергнуты дисциплинарным взысканиям, но они останутся в компании. И, конечно, это далеко не конец.
«Замочное дело» затронуло немало старых моделей, но первый и главный «фигурант» — американский Chevrolet Cobalt (2004–2010 годы). Нынешнее расследование по большому счёту можно назвать «делом Кобальта». Сейчас GM проводит интенсивную кампанию по замене замков. Барра заявила, что концерн продолжает рассматривать нерешённые вопросы безопасности. Так что нынешняя волна отзывов затронет миллионы автомобилей. Напомним, что проворачивавшийся из-за тяжёлой связки ключей или тряски замок обесточивал машину, и если это приводило к столкновению, подушки безопасности не раскрывались.
Барра заявила, что расследование не выявило никаких доказательств умышленного сокрытия фактов или того, что «какой-либо сотрудник пошёл на компромисс между безопасностью и стоимостью». Якобы служащие компании изначально были убеждены, что тема некорректно функционирующих замков — это вопрос субъективной удовлетворённости клиентов, но не проблема, способная привести к смертям. Эту недооценку ситуации Барра назвала «картиной некомпетентности», пообещав перекроить в GM всю систему принятия решений. В частности, уже назначен вице-президент по глобальной безопасности транспортных средств Джефф Бойер. В его распоряжении будет 35 следователей, оперативно изучающих подобные вопросы. Учреждена программа Speak Up, в рамках которой любой сотрудник концерна может поднять вопрос о том или ином узле или детали и при отсутствии оперативного реагирования обратится напрямую к генеральному директору — Барре.
В докладе Валукаса говорится, что президент GM Дэн Амманн (слева направо), генеральный директор GM Мэри Барра и Марк Рейсс (до конца 2013 года — президент General Motors North America, сейчас вице-президент всего концерна по разработке, а также по дилерской и сервисной сети) не знали о проблеме безопасности, связанной с замками, до 31 января 2014 года, когда принималось решение об отзыве машин.
В нынешней истории от «первых звонков» о проблемных замках до нынешнего финала прошло 11 лет. Теперь GM создаст компенсационный фонд для выплаты пособий семьям погибших, а также пострадавшим в авариях. Но у людей останется возможность подать обычный иск через суд. Ещё Национальное управление по дорожной безопасности (NHTSA) оштрафовало GM на 35 миллионов долларов. Однако в Вашингтоне уже раздаются голоса, что это слишком мягкая кара (в похожем скандале с педалью газа Toyota была наказана на $1,2 миллиарда) и необходимо внести поправки, которые многократно увеличили бы штрафы в подобных ситуациях.
Боб Лутц, бывший вице-президент GM по разработке продуктов, покинувший концерн в 2009 году, на днях выдал такой диагноз проблемы: «Высокая текучесть кадров и отсутствие должных связей в компании привели к тому, что неисправные выключатели зажигания остались незамеченными вовремя. Каждый отдел знал небольшие аспекты проблемы, но сотрудники никогда не собирались вместе, чтобы посмотреть на картину в целом».
Мэри Барра официально не перечисляла уволенных, хотя люди, знакомые с вопросом, в частных беседах называли их имена. Это, например, инженер, разработавший злополучный переключатель зажигания, технический руководитель программы Cobalt, старший юрист по вопросам безопасности, два директора по исследованию продукции. История не закончена, и персональную ответственность за случившееся вполне можно спрогнозировать. Да и самому концерну ещё предстоят новые разбирательства. Несколько политиков заявили, что тщательно изучат доклад прокурора и предпримут новые меры в отношении GM. Компании предстоят также очередное слушание в Конгрессе и дополнительные расследования Министерства юстиции и Комиссии по ценным бумагам и биржам.