Импортеры считают планы Правительства по поддержке автопрома нереальными

09:32 16.01.2014
Импортеры считают планы Правительства по поддержке автопрома нереальными

InfoCar.ua уже рассказывал о том, что вчера, 15 января, Кабинет министров Украины одобрил Программу развития легкового автомобилестроения на период до 2020 года, выполнение которой позволит увеличить внутреннее производство легковых автомобилей до 734,4 тысяч единиц в год, покрыть 70% внутреннего рынка автомобилей, создать почти 178,5 тысяч новых рабочих мест и прочие «пряники». Однако Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), хоть и поддерживает развитие локальной автосборки в Украине, считает Программу не соответствующей современным реалиям, непрофессионально подготовленной и не решающей проблемы украинского автопрома.

Первое, и самое главное, что ВААИД считает невозможным, это прогноз относительно производства 734,4 тысяч авто (из которых 220,3 тыс. – экспорт) и покрытия 60-70% внутреннего рынка.

«Разработчики документа могут указывать цифры локальной автосборки не только 735 тыс. авто, но и 5 млн., но реально продать не только 856,8 тыс. и 514,1 тыс. авто на украинском рынке даже к 2020 году будет невозможно, - говорится в заявлении ВААИД. - Исходя из существующих темпов роста мировой экономики (даже после отмены всех негативных факторов: спецпошлин, утилсбора, акциза) авторынок Украины может к 2020 году едва превысить 300 тыс. авто и, следовательно, производство и продажи локальной украинской автосборки к 2020 году могут достичь 300 тыс. автомобилей исключительно при полном запрете автоимпорта в Украину (введение уголовной ответственности за импорт и использование иномарок в Украине).

Стимулирования со стороны государства запретительными мерами согласно статистике негативно воздействует на локальную автосборку. Падение локальной автосборки было вызвано не уменьшением пошлины с 25% до 10%, а мировым кризисом. Несмотря на падение пошлин в мае 2008 года, украинский автопром произвел в 2008 году 401,6 тыс. авто. А вот после мирового кризиса и падения автокредитования (практически до 0% с 76% общих автопродаж), несмотря на введение государственных защитных мер (13% надбавку на импортную пошлину) в 2009 году локальная автосборка упала до 65,7 тыс. авто. После отмены 13% пошлины на импорт локальная украинская сборка снова начала расти до 75,3 тыс. единиц в 2010 году, до 97,5 тыс. единиц в 2011 году без всякой поддержки со стороны государства. А вот в 2013 году введение спецпошлины на импорт авто и утилизационного сбора снова сыграло плохую службу и укравтопром упал до 45,7 тыс. единиц».

В ВААИД отмечают, что при существующих темпах роста украинской экономики, ВВП и потенциала покупательской способности, планы Правительства выглядят завышенными на 500-700%, то есть в 5-7 раз.

Не верят импортеры и в возможность создания в Украине собственной модели автомобиля за счет внутренних ресурсов, что потребовало бы прямого финансирования из бюджета в размере 35 миллиардов гривен, поскольку «годовые бюджеты крупнейших мировых автопроизводителей превышают весь бюджет Украины. Приход же в Украину мировых инвесторов и строительство ими новых автозаводов возможно не усилиями органов исполнительной власти, местного самоуправления и финансирования развития отрасли за счет госбюджета и собственных финансов автопредприятий, как указано в документе, а исключительно созданием благоприятного налогового климата для прихода таких инвесторов (в том числе, отмены существующей спецпошлины, утилсбора, импортной пошлины и акцизного сбора на легковые автомобили)».

По оценкам ВААИД, даже к 2020 году украинский авторынок с трудом сможет превысить планку в 300 тысяч автомобилей в год, а при таких объемах в Украину с целью внутреннего автопроизводства не придет ни один инвестор (для обеспечения рентабельности автозавод полного цикла должен производить 250-300 тыс. авто в год. Например, Volkswagen строит автозавод в Китае мощностью 750 тыс. авто в год для рынка в 20 млн. авто в год). Следовательно, приход в Украину инвесторов и строительство ими заводов возможно только с целью экспорта произведенных авто в ЕС либо Таможенный Союз. А наличие существующих барьеров в виде пошлины 10% и других налогов при производстве в Украине и последующем экспорте авто будет существенно увеличивать их стоимость на внешних рынках. Поэтому инвесторы приходят только в страны, которые не имеют торговых барьеров на внешних экспортных рынках (примеры - строительство завода Great Wall в Болгарии, которая имеет нулевую пошлину с ЕС, или строительство завода Geely в Белоруси, продукция которого ориентирована на рынок Таможенного Союза). Без снятия торговых барьеров, которые будут противодействовать экспорту украинских авто, приход в Украину инвесторов и строительство им автозаводов невозможны, утверждают в ВААИД.

«Вместе с тем, в документе отсутствуют реальные шаги государства по помощи украинской локальной автосборке (снятие акцизного сбора, снятие пошлин при импорте оборудования для строительства и работы автозаводов, снятие сбора в Пенсионный фонд при покупке автомобилей, ускоренная амортизация, освобождение инвесторов от налога на прибыль, уменьшение ставки НДС для инвесторов и т. д.). Например, создав программу льготного кредитования населения (6-7%) при покупке авто локальной сборки (выделение по учетной ставке НБУ средств одному из госбанков под эту программу), либо введя запрет покупки чиновниками других авто, кроме собранных в Украине, (под лозунгом «Кабмин пересел на украинский автомобиль») правительство могло бы существенно помочь развитию украинского автомобилестроения, так как именно в реальной помощи, а не в декларативных документах, сейчас нуждаются предприятия и рабочие украинского автомобилестроения», - говорится в заявлении Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.


Источник: InfoCar.ua
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2015