Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров направила Президенту, Кабинету министров и Верховной раде свои предложения по выведению украинского авторынка из кризиса, спровоцированного введенными в прошлом году пошлинами и сборами. План прост – отменить хотя бы один из обязательных платежей. Естественно, свою позицию ВААИД аргументировала статистическими выкладками.
Импортеры считают, что автомобильный рынок находится в глубоком кризисе и в случае непринятия срочных реанимационных мер со стороны государства продолжит свое падение, что вызовет дальнейшее недопоступление средств в Госбюджет и сокращение ранее созданных рабочих мест. По данным аналитического агентства «Автоконсалтинг», 2013 год стал для авторынка годом сокращения продаж. Реализовать удалось лишь 201.566 новых легковых авто, что на 7,4% (на 16 тысяч) меньше чем в 2012 году, когда продать удалось 217.581 автомобилей.
По данным украинских автопроизводителей относительно прошлого года в продажах всех типов транспортных средств также отмечено падение - легковых на 10%, коммерческих на 25%, автобусов на 21%. Несмотря на меры, якобы направленные на поддержку укравтопрома (введение спецпошлин и утилизационного сбора на иномарки, срыв подписания соглашения об ассоциации с ЕС), украинские автопроизводители пострадали от этих мер больше всего.
Далее ВААИД переходит к более детальному статистическому анализу с привязкой к брендам. Продажи лидера авторынка, компании Hyundai (в 2012 году – 22.868 шт.) в 2013 опустились до 18.001 авто (падение 21,3%), а продажи Skoda упали на 11,9% (12.285 шт. в 2013 год против 13.948 шт. в 2012 году). Несмотря на громкие заявления о завоевании украинским автопроизводителем ЗАЗ второго места в рейтинге автопродаж в прошлом году, сами продажи ЗАЗ упали с 18.124 шт. в 2012 году до 17.709 шт. в 2013 году. Соответственно упала и рентабельность предприятия (а место в рейтинге не заменит доходов и выплату зарплат рабочим завода). Продажи автомобилей ВАЗ (в том числе украинской сборки) упали на рекордные 53,5% (9.162 шт. против 19.718 шт. в 2013 году), а продажи Chevrolet на 53% (4.524 шт. против 9.616 шт. в прошлом году), и это статистика самих же украинских автопроизводителей.
В ВААИД считают, что правительственные меры, направленные на поддержку национального производителя, привели не только к падению продаж собранных в Украине автомобилей, но и вызвали общественный протест украинцев, своего рода «бойкот» автомобилей тех производителей, которых украинцы считают инициаторами увеличения налогов на иномарки. Сегодня авторынок находится в состоянии так называемого «отложенного спроса». Сначала украинцы откладывали покупку нового автомобиля до подписания соглашения ассоциации с ЕС, и ожидаемой либерализации автоимпорта, а теперь ожидают выполнения договоренностей по «дорожной карте», подписанной президентами Украины и РФ (отмены спецпошлины на автоимпорт согласно пункту 1 «дорожной карты»). Таким образом, денежные накопления украинцев «заморожены», а не «разогревают» экономику страны; банковские программы по автокредитованию свернуты; коллапс автомобильного рынка продолжается и приобретает угрожающие формы для экономики страны в целом.
С целью реанимации авторынка и выхода из состояния «отложенного спроса» населения ВААИД предлагает властям срочно реализовать хотя бы один из пунктов предложений, которые смогут оживить украинский авторынок и украинский автопром:
ВААИД заявляет, что только реализация хотя бы одного (а лучше нескольких или всех) пунктов может вывести авторынок из коллапса и помочь не только национальным производителям, но и авторынку Украины в целом.