Объединение автостроителей Германии опубликовало прогноз на 2014 год, назвало самые многообещающие рынки планеты и оценило перспективы Западной Европы и стран БРИК.
У немецких автостроителей в этом году будут укороченные рождественские каникулы. Так, на заводе BMW в Лейпциге работа возобновится не 6 января, как планировалось, а уже 2 января. Daimler сразу на пяти своих моторостроительных и сборочных предприятиях в Германии и США сократил новогодние отпуска до одной недели, хотя обычно они длятся две. А на головных заводах Volkswagen в Вольфсбурге и Audi в Ингольштадте до конца декабря намечен целый ряд дополнительных смен.
Вырастут все, кроме Японии
Итак, производство еле поспевает за растущим спросом. Судя по всему, отрасли предстоит хороший год. Во всяком случае Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA) полагает, что в 2014 году суммарный выпуск новых легковых машин увеличится на планете на 3 процента и достигнет 74,7 миллиона единиц.
"Мы исходим из того, что все значимые рынки, за исключением Японии, покажут положительную динамику", - заявил президент VDA Маттиас Виссман (Matthias Wissmann), представляя в Берлине отраслевой прогноз на 2014 год. При этом он подчеркнул, что возглавляемая им организация обычно осторожна в своих оценках. Иными словами, реальность вполне может превзойти ожидания.
Сборочная линия на новом заводе Volkswagen в южнокитайском городе Фошане
А ожидания таковы. На крупнейшем автомобильном рынке мира, в Китае, рост продаж составит 7 процентов. "Тем самым Китаю, по всей видимости, удастся преодолеть рубеж в 17 миллионов", - уточнил Маттиас Виссман. На втором по размерам рынке, в США, продажи вырастут на 3 процента и могут достигнуть почти 16 миллионов легковых автомобилей.
Спад в Европе закончился
Впервые за четыре года ожидается увеличение сбыта в охваченной долговым кризисом Западной Европе. В VDA полагают, что рост составит всего 2 процента, так что продать удастся немногим более 11,6 миллиона машин. Но в данном случае важны не столько абсолютные цифры, сколько смена тренда. Она уже произошла: со второй половины 2013 года дела постепенно идут в гору.
В том числе и в Германии. Правда, по итогам всего 2013 года сбыт на крупнейшем в Европе немецком авторынке сократится приблизительно на 5 процентов до менее 3 миллионов единиц - это будет худший результат с 2010 года. Однако VDA, ссылаясь на наметившуюся осенью стабилизацию, рассчитывает на увеличение продаж в 2014 году. Но на очень незначительное - примерно до 3 миллионов единиц.
Так что новогодний аврал на заводах BMW, Daimler и Volkswagen вызван вовсе не всплеском отечественного спроса. "Если бы нам пришлось жить только за счет немецкого рынка, мы бы вели весьма скромное существование", - признался Маттиас Виссман.
Отрасль работает на экспорт
Автопром Германии силен глобальным спросом на свою продукцию - и глобальной сетью производственных площадок. Львиная доля тех 14,7 миллиона легковых машин, которые, согласно прогнозу VDA, будут выпущены в 2014 году под немецкими брендами, сойдет с конвейеров за пределами Германии. Да и как минимум три четверти тех 5,47 миллиона автомобилей, которые изготовят непосредственно на территории ФРГ, отправят на экспорт.
Именно благодаря росту мирового рынка немецкие автостроители смогут в 2014 году увеличить производство на 3,5 процента, считают в VDA. При этом основные надежды, как уже отмечалось, связаны с США и особенно с Китаем. А вот сильных импульсов от других стран БРИК немецкие автостроители пока не ждут, хотя и предрекают им положительную динамику.
Так, российскому рынку, который в 2013 году сократился на 7 процентов до 2,7 миллиона автомобилей, немецкие эксперты предсказывают в 2014 году рост на 3 процента. Индийский рынок, рухнувший в этом году на 9 процентов до 2,5 миллионов единиц, может вырасти на 7 процентов, бразильский после падения на 1 процент до 3,6 миллиона увеличится на 2 процента.
Когда российский рынок обгонит немецкий?
При этом, по мнению объединения немецких автостроителей, в 2014 году "Индия и Россия еще не в полной мере исчерпают свои возможности роста". В этой фразе звучат одновременно и разочарование, и надежда. "Мы по-прежнему верим в то, что еще в этом десятилетии российский рынок станет крупнейшим в Европе", - заявил в конце ноября в Калуге председатель правления Volkswagen Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn), сообщив о намерении концерна до конца 2018 года вложить в России 1,2 миллиарда евро.
Таким образом, глава крупнейшего автостроителя Европы ожидает, что российский рынок по своим объемам в обозримом будущем обгонит немецкий, и весьма рад этой перспективе. Угрозы для рабочих мест в самой Германии она не несет. Президент VDA Маттиас Виссман в ходе пресс-конференции в Берлине особо подчеркнул, что развертывание производства в других странах не идет в ущерб занятости на немецких автозаводах: "Мы растем вместе с мировым рынком. Занятость в последние годы даже увеличилась". Если говорить конкретно: на 10 тысяч человек по сравнению с 2012 годом.
Сегодня на немецких автозаводах трудятся 760 тысяч человек. Поводов для беспокойства за свои рабочие места у них нет. Как видим, им скорее грозит экстренное сокращение зимнего отпуска из-за туго набитых портфелей заказов. Совсем иная ситуация - в Италии и Франции. VDA ожидает, что в 2014 году итальянские автозаводы выпустят порядка 400 тысяч автомобилей, хотя их производственные мощности рассчитаны на 1,5-2 миллиона. А во Франции объемы производства уже сократились с 3 до 2 миллионов.