Европейский союз обратился во Всемирную торговую организацию с запросом о формировании специальной группы для разбирательства с Россией по вопросу утилизационного сбора на автомобили, говорится в сообщении Еврокомиссии.
"Налог, который ЕС считает дискриминационным, оказывает значительное негативное влияние на экспорт автомобилей из ЕС в Россию", - говорится в сообщении.
ЕС 9 июля инициировал процедуру разрешения спора с РФ в ВТО по поводу этого налога. Правила организации отводят участникам спора минимум 60 дней на мирное урегулирование проблемы без привлечения ВТО. Срок для консультаций по спору между РФ и ЕС завершился 7 сентября.
Первый запрос на формирование специальной панели в ВТО может быть отклонен оппонентом, в данном случае Россией, и консультации могут продолжиться. Вторую просьбу о созыве группы оппонент отклонить не может.
Утилизационный сбор в России в настоящее время уплачивается при импорте и новых и подержанных машин, однако работающие в России производители могут взамен предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Это различие вызывало озабоченность ЕС, и в конце февраля МЭР объявило, что российские производители будут вносить такие же платежи, что и иностранцы. 8 октября Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, согласно которому российские автопроизводители будут уплачивать утилизационный сбор. таким образом, в России уже начали идти на попятную, осознав, что ЕС не простит этого нарушения принципов ВТО даже такой большой стране, как Россия.
Ситуация вокруг утилизационного сбора в России очень показательна для Украины, так как в соседней стране его ввели ровно на 1 год раньше. И ЕС также предупредил Украину, что не будет мириться с утилизационным сбором.
Будут ли украинские власти доводить ситуацию до крайности, или надеятся "проскочить" станет понятно уже в ноябре, когда этот вопрос встанет накануне саммита в Вильнюсе, на котором планируют подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС.