Основные причины кровавых ДТП в Украине

10:19 25.09.2013
Основные причины кровавых ДТП в Украине

В СМИ принято сравнивать ситуацию на дорогах с войной, а отчеты по аварийности — со сводками с фронта. Но если проанализировать цифры, то окажется, что сравнение с войной довольно мягкое — в этом случае уместнее было бы использовать словосочетание «стихийное бедствие». Судите сами: за десять лет боевых действий в Афганистане погибло около 15 тысяч человек, а дороги Украины только за год уносят в среднем порядка 5 тысяч жизней. Ужасает и число пострадавших: в 2012-м году серьезные травмы в результате ДТП получили 37 тыс. 503 человека. Большинство из них нуждается в долгом лечении, причем зачастую ущерб здоровью необратимый.

Украина не одинока в своей беде — по данным ООН, дорожно-транспортный травматизм находится на восьмом месте в списке причин смертности во всем мире. В докладе этой организации за 2013 год отмечено: самая главная трагедия в том, что в ДТП чаще всего гибнут молодые люди в возрасте 15—29 лет. В этом же докладе сделан вывод, что без принятия неотложных мер дорожно-транспортные происшествия к 2030 году станут пятой ведущей причиной смертности в мире.

В 2011 году ВОЗ огласила: по соотношению числа ДТП с тяжелыми последствиями на количество жителей Украина находится на 76 месте из 192 государств мира, которые существовали на тот момент (результаты подобных исследований публикуются, раз в пять лет). У нас гибли каждые 19 человек из 100 тысяч. На первых местах в этом антирейтинге находятся страны Африки и Азии — там происходит огромное количество смертельных аварий с мотоциклами и мотороллерами. Если же сравнить нас с европейскими странами, то окажется, что в Украине гибнут в 3,5 раза чаще, чем в Германии (5,7 человек из 100 тысяч) и Англии (4,8 чел.). «Сегодня» выяснила, как в Европе сделали дороги безопасными и что из этого опыта борьбы с аварийностью подходит Украине.

Штрафы: помогают, но ненадолго

«Самые поразительные цифры были в 2007 году: на наших дорогах тогда погибло 9,6 тысячи человек», — рассказал «Сегодня» начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем ГАИ МВД Украины Сергей Будник. Именно поэтому было принято решение существенно повысить ответственность за нарушение ПДД — в 2008-м году Рада приняла закон, по которому штрафы возросли в 5—20 раз. Сразу после ужесточения наказания статистика аварийности резко улучшилась. Если в 2008 году в результате ДТП погибли 7718 человек, то уже через год, по данным экс-начальника ГАИ Украины Сергея Коломийца, эта страшная цифра снизилась почти на 40% — до 4875. Получается, повышение штрафов дает довольно ощутимый результат. Но, увы, только временный. Если в первое время украинские водители ездили образцово-показательно (платить за нарушение 255 грн вместо 17 никто не хотел, а гаишники по указанию сверху принципиально не брали взяток), то уже через несколько месяцев к новым расценкам все привыкли. По состоянию на 2012 год количество летальных исходов на дорогах дошло до отметки в 5094 человека.

Снова повышение.
Но временный эффект — тоже эффект. Напомним, что месяц назад Кабмин одобрил законопроект, снова в разы ужесточающий ответственность за игнорирование правил (в ближайшее время он поступит на рассмотрение парламента). Очень своевременная мера, ведь статистика в этом году неутешительна: в отдельные дни лета-2013 на дорогах погибало по 30 человек и больше.

Независимый эксперт по безопасности дорожного движения Леонид Шубин отмечает, что негативной стороной повышения штрафов станет рост дорожных поборов. «Водители-нарушители откупаются сейчас за 100—150 грн. Отдельных коррупционеров, конечно, увольняют, но глобально ничего не меняется. А при зарплате инспектора в 1600 грн ничего измениться и не может. Возможно, нам нужно вдвое меньше инспекторов, а за счет этого сокращения можно было бы поднять всем зарплаты в два раза», — говорит он.

Подкупить робота.
«Повышение штрафов — это одна из мер. Работать нужно в разных направлениях, в том числе развивать инфраструктуру, повышать квалификацию водителей и требования к ним, — считает Сергей Будник. — Мы вскоре (ориентировочно весной 2014 г. — Авт.) перейдем на автоматическую систему фотофиксации нарушений ПДД. Сейчас ее тестируют. Откупиться от робота будет невозможно».

Причины: от ошибок водителей до ям на дорогах

По данным ГАИ, за первую половину 2013 года на дорогах Украины люди в основном погибали из-за наезда автомобилей на пешеходов (617 человек), столкновений авто (454), наезда на препятствия (310) и переворачиваний авто (169).

Человеческий фактор. Одна из главных причин ДТП в Украине по официальной статистике — превышение скорости. Из-за этого с начала 2013 года погибли 634 человека. Также аварии происходят из-за нарушения правил маневрирования, управления авто в нетрезвом состоянии, перехода пешеходами дороги в неустановленном месте, нарушения правил проезда пешеходного перехода, несоблюдения дистанции и многих других причин.

Состояние дорог.
Официально из-за плохого качества дорог за первые шесть месяцев 2013 года произошло лишь 2,5% ДТП. Однако относиться к этим данным нужно критически. Дело в том, что чаще всего ГАИ довольно поверхностно занимается выявлением истинной причины того или иного происшествия. Если взять мировую статистику, приведенную ООН, то из-за неправильных действий человека происходит 60—70% аварий, из-за технеисправности транспортных средств — 10—15%, а из-за плохого состояния дороги и несоответствия дорожных условий характеру движения (то есть по причинам, на которые водитель вообще никак не мог повлиять) — 20—30%. У нас же во всем обвиняют человека, который был за рулем: это проще, чем разбираться, почему обледеневшую дорогу вовремя не посыпали песком или солью, пешеходный переход был не освещен, а яму в крайней левой (скоростной полосе) не заделывали больше года. Популярная формулировка в протоколах у инспекторов ГАИ: «Водитель при выборе скорости движения не учел дорожную обстановку, что привело к ДТП». Неужели у нас дороги лучше, чем в других странах мира? Конечно, нет: по этому параметру Украина заняла 133-е место из 148 в рейтинге, составленном американскими социологами из Института Гэллапа. Возможно, пора менять подход к учету ДТП.

Подготовка водителей.
Ее низкое качество — одна из главных причин высокой аварийности. И хотя об этом многие годы говорят с самых высоких трибун, процент водителей, которые честно сдают на права, крайне низкий. По данным опроса, который месяц назад провел среди водителей портал AUTO.ria.ua, 49,6% из них давали взятку во время сдачи экзамена в ГАИ. «Уровень подготовки в автошколах сейчас очень низкий», — подтверждает автоэксперт Леонид Шубин.

Зебры: четко обозначить

По данным Минздрава, примерно половина смертей на дорогах в нашей стране — около 2,5 тысячи человек в год — приходится на пешеходов. Это один из самых высоких показателей в мире (хуже ситуация только у двух тихоокеанских стран Вануату и Кирибати, в латиноамериканском Сальвадоре да в африканских Мозамбике и Либерии). В ЕС же доля смертей пешеходов не превышает 15%. Очень часто причина заключается в том, что водитель просто не успевает заметить вовремя человека, переходящего дорогу по нерегулируемому переходу (зебре) в темноте. Особенно зимой, когда световой день длится всего несколько часов, дорога скользкая, а обзору мешают снег, дождь да туман.

Эффективная мера, которая хорошо зарекомендовала себя в ЕС, — установка знаков «Пешеходный переход» со светодиодной подсветкой. В данный момент Украина перенимает этот опыт — их уже установили на нескольких улицах Ровно. Первые эксперименты показали, что подсветка очень эффективна, поэтому такие знаки планируют поставить и в других городах страны. Это спасет тысячи жизней.

Выдача прав: под контролем

Источник в Кабмине сообщил «Сегодня», что в данный момент готовится реформа, которая ужесточит контроль за учениками автошкол и сотрудниками ГАИ, принимающими экзамен. Если все пройдет гладко, она вступит в силу в начале 2014 года.

Самое главное изменение коснется места прохождения обучения и получения прав — сдать экзамен и получить «корочку» можно будет в любом ГАИ Украины. Но при этом для повышения категории прав водителям нужно будет доказать навыки управления транспортом низшей категории на протяжении последних 1—3 лет (для тех, например, кто собрался пересесть с легковушки на грузовик или автобус).

Кроме того, планируется запустить компьютерную систему контроля знаний водителей: в аудиториях, где принимают экзамены, появятся видеокамеры (в некоторых МРЭО они уже есть — Авт.), а сама система будет доработана таким образом, чтобы избежать влияния человеческого фактора. То есть, сотрудник ГАИ не сможет изменить решение компьютера в том случае, если водитель не сдал теорию. Так что «договориться», как раньше, не получится.

Опасные правила.

Практически во всех странах ЕС процесс обучения водителей включает так называемую контраварийную подготовку. То есть изучают не только вождение в рамках ПДД, но и способы решить непредвиденную ситуацию: например, машину занесло на скользкой дороге, отказали тормоза, впереди идущий водитель резко остановился, на дорогу выскочил ребенок и так далее. Цель такой подготовки — снизить риски ДТП и научить водителей ориентироваться в реальной ситуации на дороге, со всеми ее неблагоприятными условиями и ошибками, которые допускают другие участники дорожного движения.

«Обычно после окончания автошколы водитель умеет лишь ездить «по книжке». Но иногда, как это ни парадоксально, четкое следование ПДД может привести к аварии со смертельным исходом, а инструкторы не подсказывают, как вести себя в нестандартной ситуации. В Украине выпускник автошколы обычно получает опыт не в процессе обучения, а в первые годы вождения. Путем проб и ошибок, порой очень жестоких», — говорит директор одного из центров контраварийного вождения Евгений Середницкий.

Дефицит алкотестов

В вопросе контроля за трезвостью водителей законы Украины соответствуют европейским и по процедуре освидетельствования, и по количеству допустимого содержания алкоголя в крови. В большинстве европейских стран подсчитали, что 0,2—0,3 промилле никак не влияют на способность водителя управлять машиной. Но украинцы оказались не готовы к такому прогрессу: многие водители решили, что появление допустимой нормы — это официальное разрешение выпить по «чуть-чуть» и сесть за руль. А ведь это разрешение дали лишь для того, чтобы защитить водителей, принимающих лекарства на спиртовой основе.

С другой стороны, отдельные сотрудники ГАИ ловят выпивших водителей вовсе не для того, чтобы спасти других от ДТП — водителей запугивают лишением прав (не говоря о том, что опьянение нужно доказать с помощью алкотестера) и вымогают взятки. Проблема еще и в том, что алкотестеров в Украине сейчас недостаточно (на 5 экипажей ГАИ приходится всего один прибор), и даже если водитель не пил, но инспектор учуял какой-то запах, процедура затягивается на часы. Хорошая новость — эту проблему в ближайшее время решат. В планах МВД — закупка 330 современных алкотестеров. Покупать собираются по 100 штук в год — один аппарат стоит 8000 грн и приобретать все сразу слишком дорого. Всего дефицита это не покроет, но ситуацию в два-три раза улучшит точно.

Кстати, в ЕС полиция уже давно не принюхивается к водителям, а сразу предлагает пройти тест. Процедура занимает минуту и никого не напрягает.

Время отбойников

На всех основных дорогах ЕС и США транспортные потоки, движущиеся навстречу, разделены металлическими ограждениями. Их основа — отбойная лента, которая при столкновении гасит энергию удара, тем самым предоставляя дополнительный шанс спастись людям, попавшим в ДТП. Но в первую очередь отбойники спасают от самого страшного вида аварий — выезда на встречную полосу, после которого следует лобовое столкновение.

Украина активно перенимает западный опыт установки отбойников — до 2017 года ими оснастят все трассы международного значения.

Отметим, что, кроме отбойников, в ведущих странах мира практикуется установка и так называемых останавливающих заграждений. Они представляют собой бочки, заполненные песком или незамерзающей жидкостью. Их ставят перед опорами мостов, парапетами и прочими препятствиями на дорогах. Несмотря на их простоту, они уже спасли немало человеческих жизней. Так, в США в 2007 году из 242 случаев наезда на такие ограждения только четыре человека получили ранения и лишь девять автомобилей не смогли продолжить движение. Так что есть смысл использовать и этот опыт.

Одновременно с установкой ограждений дороги нужно расширить, избавившись от всех двухполосных трасс: легковые авто выезжают на встречную полосу для того, чтобы объехать плетущиеся грузовики и сельхозтехнику. Очень часто аварии происходят именно из-за этого.

Комплекс мер против ДТП

Этой весной Кабмин утвердил целевую программу повышения уровня безопасности дорожного движения. Она рассчитана на 2013—2017 годы. Общий объем ее финансирования — 5,4 млрд. грн (по 1,7 млрд. грн в год). В правительстве надеются, что полное выполнение мероприятий программы поможет уменьшить смертность в результате ДТП почти на треть.

Программа предусматривает техническое переоснащение автодорог, а также установку автоматизированных средств контроля скорости. Подразделения ГАИ будут «осчастливлены» 1200 портативными GPS-передатчиками для фиксации координат мест происшествий. Также предусмотрена закупка и установка в течение четырех лет 500 комплексов видеоконтроля «Рубеж» (они позволяют распознавать автомобильные номера, проводить автоматическую видеофиксацию и проверку транспорта) — до конца этого года заработает 120 таких комплексов. Еще 4200 аппаратов видеофиксации нарушений будут установлены на авто ГАИ. Также появится 27 передвижных лабораторий для контроля безопасности дорог.

Автор: Евгений Остапчук


Источник: Сегодня.ua
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2024