На нашей планете уже, наверно, не осталось таких мест, куда не ступала нога человека, но вот уголки, не видавшие колес, пожалуй, еще найдутся. И не потому, что туда не проложили дороги: просто, они очень далеко. «Мотор» изучил автомобили для дальних автономных поездок, которые способны заехать туда, где никакие блага цивилизации не доступны. И вывезти путешественников обратно.
Компания Action Mobile из небольшого австрийского городка Зальфельден строит автомобили для автономных вояжей уже более 30 лет. Пожалуй, самой впечатляющей их разработкой является полноприводный восьмиколесный вездеход DesertChallenger стоимостью 1,75 миллиона долларов. На его создание инженеры потратили более полутора лет – по слухам, первый автомобиль заказал некий арабский шейх, имя которого неизвестно.
Вездеход построен на платформе военного грузовика MAN KAT1, разработанной компанией MAN еще в 1970-х годах для нужд Бундесвера. Это шасси использовалось в том числе в качестве носителя для зенитного ракетного комплекса «Пэтриот».
Desert Challenger весит 33 тонны. Его длина составляет 13 метров, ширина – три метра, а высота – четыре. Впрочем, исполинские габариты не мешают вездеходу с 13-литровым 600-сильным турбодизелем забираться на 60-процентный склон, преодолевать полутораметровый брод и проезжать рвы глубиной до двух метров.
Внутри грузовика есть кухня, все необходимые удобства и роскошная гостиная, пространство которой во время стоянки может быть увеличено до пяти метров – благодаря гидроприводам, раздвигающим стенки кузова. Кроме того, на крыше Desert Challenger оборудована специальная смотровая площадка с шезлонгами для загара.
Создатели автомобиля утверждают, что автономность путешествия на Desert Challenger может достигать нескольких недель. Вездеход способен перевозить до 2500 литров солярки для генератора, 2500 литров питьевой воды, а также еще 400 литров топлива для двигателя, который поедает 47 литров на 100 километров. Аппетит, конечно, зверский, но запас хода в более чем 800 километров для восьмиколесного автомобиля с массой танка – вполне приемлемый.
Главным европейским конкурентом Action Mobile является немецкая компания Unicat. Одна из последних разработок компании называется TerraCross: в зависимости от модификации, эта машина строится на платформе грузовиков MAN или Mercedes-Benz Unimog (последний считается одним из самых удачных транспортных средств для постройки на его базе автодома) и оснащается дизельными моторами мощностью от 238 до 350 лошадиных сил.
Unicat TerraCross, стоимость которого начинается от полумиллиона долларов, может вместить запас провианта на срок от двух до трех месяцев. На автомобиле установлена специальная водоочистительная система, которая способна превратить в питьевую воду из самого грязного источника.
На TerraCross предусмотрены крепления для велосипедов и даже кроссового мотоцикла – на случай, если путешественники захотят отправиться куда-то, где не проедут четыре колеса.
TerraCross предлагается в шести модификациях с практически безграничными возможностями индивидуализации. В зависимости от того, какой тип путешествий предпочитает клиент, ему предложат интерьер с дорогим оснащением и роскошными материалами, или спартанскую версию с повышенной проходимостью для экстремальных поездок.
Для тех, кому хочется объездить самые дальние уголки планеты с нетронутой природой и при этом не навредить ей вредными выхлопами, был придуман трейлер под названием EcoRoamer. Почти 15-тонная модель, созданная на базе пикапа Ford F-650, оснащена модернизированным 350-сильным агрегатом Сaterpillar C7, потребляющим… биодизель.
По словам создателя EcoRoamer Джея Шапиро, двигатель именно этого производителя был выбран неслучайно. Представительства компании Сaterpillar – известного производителя тяжелой техники – есть в 130 странах на пяти континентах, поэтому заказать необходимые комплектующие в случае поломки не составит особого труда. Даже если вас занесло в какую-нибудь отсталую страну Центральной Африки.
При постройке автомобиля конструктору пришлось удлинить и модифицировать заднеприводную платформу F-650. Это было сделано для того, чтобы можно было установить передний мост производства компании Meritor.
На автомобиль установлены два топливных бака общей емкостью почти 500 литров. При том, что EcoRoamer тратит около 40 литров горючего на 100 километров пути, такой запас на борту обеспечивает вседорожнику автономность хода более чем в 1250 километров.
Электропитание, обеспечивающее, в том числе, и Wi-Fi точку, «бьющую» на расстояние до 1,3 километра, поддерживается за счет специальных панелей, собирающих солнечную энергию.
За работу всех электронных систем EcoRoamer отвечает стационарно закрепленный ноутбук повышенной прочности Panasonic Toughbook, предназначенный для использования в неблагоприятных для компьютерной техники условиях. На устройство установлена достаточно устаревшая, но стабильная операционная система Windows XP, которая, по словам разработчиков, «не должна подвести».
Построенный на шасси среднетоннажного многофункционального грузовика Mitsubishi Fuso Canter, австралийский автономный вездеход EarthCruiser отличается компактными размерами (5650 миллиметров в длину, 2060 миллиметров в ширину и 2510 миллиметров в высоту), которые позволяют ему поместиться в стандартный корабельный контейнер. Благодаря этому автомобиль можно доставить морем в любую точку Земли, и уже оттуда отправиться туда, куда раньше можно было смотреть только через программу Google Earth.
Из-за своей компактности, проходимости и функциональности, EarthCruiser уже стал достаточно популярным среди профессиональных путешественников, фотографов дикой природы, охотников, альпинистов, серферов и прочих искателей приключений. К тому же, эту модель можно заказать и с левым, и с правым рулем.
EarthCruiser оснащается 4,9-литровым турбодизелем, развивающим 150 лошадиных сил и 471 Нм. Мотор работает в паре с пятискоростной «механикой». Трансмиссия – полноприводная, с двухдиапазонной раздаточной коробкой.
К стандартному 125-литровому топливному баку прилагается еще один, емкостью 90 литров. Благодаря этому запас хода EarthCruiser увеличивается с 650 до 1300 километров по шоссе и с 450 до 900 километров по тяжелому бездорожью.
Несмотря на небольшие размеры жилого модуля (7,5 квадратных метра), в EarthCruiser уместились двуспальная кровать, эргономичная кухня, туалет и хранилище для различного оборудования, инвентаря и медикаментов.
Американская компания EarthRoamer выпускает модель XV-LT на базе грузовика Ford F-550 уже почти 10 лет. За это время было собрано 125 экземпляров вездехода стоимостью от 200 до 300 тысяч долларов, что делает его одним из самых массовых автономных автомобилей в мире. Благодаря особому соглашению с «Фордом», трехлетняя гарантия на шасси и пятилетняя на двигатель (шестилитровый 325-сильный турбодизель V8 с пятиступенчатым автоматом) американского концерна начинает действовать лишь после получения клиентом готового автомобиля, постройка которого может занять несколько месяцев.
Кузов жилого модуля выполнен из дерева, стали и углеволокна. Внутреннее помещение отделывается кленовыми панелями. Спальное отделение EarthRoamer XV-LT, располагающееся прямо над четырехместной кабиной, имеет два обзорных окна с противомоскитными сетками. Сразу за кабиной расположено обеденное пространство, которое может трансформироваться в два дополнительных спальных места. Дизельная топливная система питает не только силовую установку – с ее помощью подогревается даже вода в душе и керамическая плита для приготовления пищи.
Стандартный 225-литровый топливный бак заменили на 340-литровый. Учитывая, что на шоссе вездеход расходует всего 20 литров топлива, EarthRoamer способен преодолеть без дозаправки до 1700 километров.
Кроме того, в оснащение XV-LT входит 15-дюймовый дисплей с DVD-проигрывателем и возможностью просмотра спутниковых каналов, GPS-навигация и камера заднего вида.
Американский автобус Terra Wind с жилым модулем для путешествий вряд ли может похвастаться запредельной автономностью поездок или высокой проходимостью на суше. Но вот в путешествиях на воде он точно не имеет себе равных. Особенно впечатляет то, что внешне Terra Wind, стоимость которого начинается от 850 тысяч долларов, ничем не отличается от обычного автобуса.
На днище аппарата установлен сделанный на заказ усиленный алюминиевый понтон, благодаря которому Terra Wind способен держаться на плаву, а также надувные понтоны по бокам. Аппарат либо самостоятельно (если это позволяет ландшафт), либо при помощи специальной платформы может спуститься на воду, после чего останется лишь поставить морскую трансмиссию в режим «drive», и мощность 330-сильного мотора переключится на два бронзовых 19-дюймовых гребных винта.
Автобус, максимальная скорость которого на суше составляет около 140 километров в час, способен передвигаться по воде со скоростью семь узлов (около 13 километров в час). Конструкция Terra Wind позволяет ему выдерживать волны высотой в один метр и справляться с порывами ветра до 65 километров в час. Даже если произойдет ЧП, то в трюме автобуса-яхты предусмотрена трехзонная водооткачивающая помпа, а также две автоматические системы пожаротушения.
Несмотря на невысокую скорость, оснащению внутреннего пространства Terra Wind позавидуют даже каюты дорогих океанских лайнеров. Внутри жилого модуля есть полноценная кухня, огромная кровать, кожаные кресла и диваны, отделка дорогими сортами дерева, джакузи и несколько больших жидкокристаллических дисплеев. С таким оснащением можно заглушить моторы и дрейфовать сколько душе угодно.
Автор: Ярослав Гронский
Фотографии производителей