Вопрос о необходимости законодательного урегулирования такой сферы бизнеса как предоставление услуг по администрированию приобретения товаров в группах, на сегодняшний день довольно актуальный, и вокруг этой темы ведутся острые дискуссии.
Большой сегмент этого рынка услуг принадлежат компаниям-администраторам, которые предоставляют услуги по администрированию приобретения в группах таких товаров как автомобиль и жилье. В частности к таким компаниям принадлежат ЗАО «АИСЕ Украина», ДП «Филдес Украина», «Украинская группа «Капитал», «Житловий альянс», «Автоклуб» и т.д.
Алена Калашникова, юрист
Суть этого вида услуги проста: собирается группа лиц, которые хотят приобрести дорогостоящий товар, как правило, это автомобиль или жилье. Все участники такой группы периодически (обычно-ежемесячно) уплачивают денежные взносы, размер которых зависит от стоимости единицы товара и определяется как процент от этой стоимости. Результатом этих платежей является сумма необходимая для приобретения единицы товара, обладателем которого становиться один из членов группы. Таким образом эта система работает до того момента пока последний из участников этой группы не получит товар. Деятельность компаний-администраторов заключается в том, чтобы осуществлять администрирование и контролировать полноценное функционирование этих групп, а именно оказывать услуги по созданию самой группы, услуги по приобретению и распределению товара, контролировать своевременное поступление платежей участников и обеспечивать деятельность других механизмов предусмотренных в системе.
Наиболее заинтересованными в принятии нормативных актов, которые бы осуществляли государственно-правовое регулирование этой деятельности являются сами участники этого рынка.
Если актуальность вопроса о необходимости создания нормативно-правовой базы для регулирования этого бизнеса настолько высока, то возникает вопрос – насколько на сегодняшний день деятельность этих компаний является законной и как может пострадать гражданин, который все же решил стать участником покупок в группе. В настоящий момент, отношения между этими двумя участниками регулируются общими нормами гражданского законодательства об обязательствах. Согласно ст. 6 ГК Украины «стороны имеют право заключить договор, который не предусмотренный актами гражданского законодательства, но отвечает общим основам гражданского законодательства». Общие условия и требования, которые выдвигает законодательство к договорам, содержит Глава 52 ГК Украины. Так, ст. 628 ГКУ говорит о том, что «стороны имеют право заключить договор, в котором содержатся элементы разных договоров (смешанный договор). К отношениям сторон в смешанном договоре применяются в соответствующих частях положения актов гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если другое не установлено договором или не выплывает из сути смешанного договора». Одним из видов так называемых «смешанных договоров» является договор, заключаемый между компанией-администратором и клиентом.
Руководствуясь именно этими нормами компании-администраторы заключают договора со своими клиентами, понимая какую важную роль играет этот документ в их взаимоотношениях. Именно договор предоставляет возможность участникам рынка предоставления услуг по администрированию покупок в группах детально и доступно прописать все принципы и условия предоставления этих услуг. Компании-администраторы, которые беспокоятся о своей деловой репутации, и строят свои отношения с клиентами на принципах законности, открытости и доверия, а также желают защитить как свои интересы так и интересы клиента, как правило предлагают потенциальному клиенту заключить договор в котором детально прописывают все условия предоставления услуг по администрированию. В качестве примера можно привести контракт заключаемый ДП «Филдес Украина» со своими клиентами. Этот документ содержит положения, которые подробно и понятно для Клиента описывают порядок, механизм предоставления этих услуг и функционирование группы, в частности права и обязанности сторон, порядок уплаты взносов, стоимость услуг администратора, порядок приобретения и условия выбора модели автомобиля, возможность клиента влиять на сроки получения автомобиля, условия страхования жизни клиента, возможность досрочных взносов, ответственность сторон, возможность клиента получать информацию о функционировании собственной группы, отказ клиента системы от контракта и т.д.
Поэтому лица, которые заключили такой договор, защищены нормами гражданского законодательства и условиями самого договора т.к. ст. 629 ГКУ четко говорит о том, что «договор является обязательным для выполнения сторонами».
Что касается участия и желания государства устранить пробелы в законодательстве и предоставить возможность компаниям-администраторам строить и развивать свой бизнес в рамках более четкого правового поля, то в Верховной Раде Украины на сегодняшний день находятся три законопроекта, целью которых является желание авторов включить этот вид услуг в перечень финансовых услуг и соответственно распространить на них влияние Госфинуслуг и требования нормативных актов в этой сфере.
К сожалению, редакция ни одного из них не удовлетворяет непосредственных участников рынка услуг по администрированию. Только один из этих законопроектов предусматривает возможность участникам рынка продолжать работать до разработки и принятия лицензионных условий для осуществления деятельности по администрированию покупки в группах. Принципиальность и важность этого момента объясняется очень просто - принятия закона без переходных положений просто уничтожит такой рынок, т.к. деятельность компаний-администраторов окажется за рамками закона. Но это еще полбеды. Среди «пострадавших» окажутся и те граждане Украины, которые уже являются клиентами этих компаний и живут мечтою в недалеком будущем стать собственниками новенького автомобиля.
Но даже наличие переходных положений не решает всех проблем, которые существуют на этом рынке услуг.
Выход из этой ситуации компании-администраторы видят лишь в принятии нового закона, который бы носил комплексный характер и учитывал интересы как участников ранка услуг по администрированию так и возможность государства контролировать и регулировать этот рынок и деятельность компаний. Этот документ должен быть компромиссом между государственными органами и бизнесом.
Желание участников защитить свой бизнес от нелестных отзывов, которые, к сожалению, очень часто сопровождают компании, предоставляющие услуги «покупки в группах» и повысить уровень доверия потенциальных клиентов не ограничивается лишь принятием соответствующих нормативных актов. Пока законодатели решают вопрос быть или не быть устранению пробелов в законодательстве и принятию необходимых нормативных актов, компании-администраторы собственными усилиями пытаются еще раз продемонстрировать свою заинтересованность в развитии и стабилизации рынка по администрированию услуг покупки в группах создав Ассоциацию «Компаний по администрированию приобретения в группах». Участниками Ассоциации на сегодняшний день являются: ЗАО «АІСЕ Украина», ООО «Жилой Альянс», ДП «Филдес Украина». Целью создания и деятельности такой организации со слов директора одного из участников Ассоциации ДП «Филдес Украина» госпожи Иоанны Шиповской, является формирование позитивной оценки и доверия среди граждан и государственных органов к такому виду бизнеса, защита интересов добросовестных участников рынка услуг, координация и направление общих усилий на развитие этого бизнеса, в том числе и участие в разработке и принятии нормативный актов, которые помогут создать юридическую основу для регулирования рынка услуг администрирования покупок в группах.
Подводя итоги можно выразить надежду, что законодатель все же откликнется на многочисленные просьбы и попытки компаний-администраторов создать законодательную базу для их деятельности и в скором времени граждане Украины, которые не могут позволить себе повесить на шею нелегкий «хомут» процентов по банковскому кредиту, смогут смело и без опаски реализовать свои желания по приобретению нового авто или улучшению своих жилищных условий.