Мозырский НПЗ предупредил своих покупателей о том, что не сможет своевременно выполнить их заявки на поставку дизеля в сентябре. Причина - обязательства перед Россией по отгрузке дизтоплива, изготовленного из давальческого сырья, часть переработки которого белорусы отправляли на экспорт в Украину. Напомним: белорусская «горючка» составляет 35% нашего рынка по бензину и 38% по дизтопливу, это примерно 170 и 150 тыс. т ежемесячно.
«Пока нет оснований говорить, что без белорусских поставок для розничного потребителя что-то изменится: ни дизель на АЗС не исчезнет, ни цены не повысятся, но я не исключаю, что для промпотребителей и в оптовом сегменте цена может подрасти», - говорит директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Как уточнил эксперт, речь идет об автопредприятиях, автобусы и автомобили которых работают на дизтопливе. В одной из известных в Украине компаний по междугородной перевозке пассажиров нам ответили, что в ближайшее время они не ожидают повышения цены билета из-за подорожания дизтоплива. Но о том, что цены на нефтепродукты могут увеличиться, им пока неизвестно.
Замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев согласен, что риски уменьшения запасов дизтоплива есть, но если не будет ажиотажного спроса (то есть мелкие оптовики – от бензовоза и выше - не начнут массово скупать дизель, опасаясь его подорожания – Авт.), то розничный покупатель ничего не заметит.
«В Украине ниже налоги по сравнению с Россией и европейскими странами и более щадящие требования к качеству, особенно дизтоплива, потому зарубежным трейдерам выгодно у нас работать. Но ремонт Мозырского НПЗ – некоторые сети могут использовать как повод для ажиотажного повышения цен», - говорит Рябцев. По его прогнозам, за 2-3 недели поставщики законтрактуют поставки из Румынии, Болгарии, Польши, Средиземноморья.
В Минэнергоугля нам ответили, что они разделяют озабоченность потребителей ситуацией, создавшейся в связи с остановкой на ремонт Мозырского НПЗ, но считают, что драматизировать ситуацию не стоит. Во-первых, резервы топлива могут появиться в случае сокращения экспортных поставок, ведь Украина не только покупает, но и продает нефтепродукты. Так за 7 месяцев 2013 г. экспорт бензинов составил 580,8 тыс. т, дизтоплива – 419,8 тыс. т. Во-вторых, в последние годы рынок нефтепродуктов серьезно укрупнился, а это говорит о создании значительных запасов (в том числе в Госрезерве – Авт.), которые еще не использованы. В то же время риск повышения цен есть: они могут увеличиться из-за повышения мирових цен на нефть, временным изменением привычной системы поставок в Украину и переходом на более затратные поставки из альтернативных источников, например, морских. Также возможно изменение цен на топливо в пределах инфляции до конца года, но это нормальная рыночная тенденция.