Принятие закона об утилизационном сборе может повлечь за собой глубокий спад авторынка, а также ограничение поставок новых моделей, сообщает Дело. Об этом заявил директор отделения стратегического развития Атлант-М Алексей Терещенко.
Он отмечает, что окончательное влияние на авторынок можно будет оценить после того, как будут приняты и окончательно обнародованы все шкалы ставок в зависимости от типа транспортного средства и объемов двигателя, а также дифференциация для новых и подержанных импортных автомобилей.
"Пока это непрозрачно, что вообще характерно для принятия мер по защите украинского автопрома. По предварительной оценке можем сказать лишь то, что эффект будет существенно тяжелее, чем введение спецпошлины", — заявил Терещенко.
По прогнозам, повторится ситуация с вступлением в силу спецпошлин на иномарки. Терещенко отмечает, что сначала можно будет увидеть краткосрочный скачок перед вступлением в силу закона, затем на авторынке Украины наступит глубокий спад.
"Скачек будет небольшой, так как часть отложенного спроса реализовалась перед введением спецпошлины. Затем на авторынке будет глубокий спад. Всю серьезность спада можно будет оценить после обнародования всей шкалы ставок. Продолжится ограничение поставок на украинский рынок новых моделей, особенно в бюджетном сегменте. Некоторые импортеры, у кого позиции послабее, резко ограничат объемы своих операций", — заявил эксперт "Атлант-М".
Оставляем "на потом"
Терещенко отмечает, что экологический налог, как и спецпошлина — это просто дополнительная импортная пошлина и дополнительное конкурентное преимущество для отечественных автопроизводителей. Речь о том, чтобы обложить все импортные автомобили утилизационным сбором, освободив от него украинских автопроизводителей. При этом остается непонятным, кто будет заниматься утилизацией и каковы гарантии проведения этой утилизации.
Депутат от фракции Партии регионов Тариэл Васадзе ранее пояснил, что утилизационный сбор должен быть для того, чтобы не засорять страну автохламом. Еще одним мотивом принятия этого законопроекта стала защита отечественного автомобилестроения от аналогичного утилизационного сбора со стороны Российской Федерации. Васадзе заявил, что после того как Россия ввела утилизационный сбор на импортные авто, это привело к сокращению экспорта украинских автомобилей в РФ.
В то же время Украина могла воспользоваться опытом России и по ее примеру вводить утилизационный сбор. Так, в России была правильная последовательность действий. Вначале приняли программу утилизации, разобрались с мощностями по разбору и утилизации автомобилей, приняли нормативные акты, описывающие весь процесс утилизации, постепенно решили логистические вопросы. А потом вводили утилизационный сбор, когда стала понятна процедура собственно утилизации и кто этим занимается. Совсем иначе обстоят дела в Украине.
"В Украине предлагается просто обложить дополнительным налогом импорт, а утилизацией, может быть, кто-то займется потом. По крайней мере, так обещают украинские автопроизводители", — резюмирует Терещенко.
Напомним, что комитет Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал парламенту внести изменения в Таможенный кодекс для того, чтобы внедрить экологический налог для утилизации отработавших свой срок автомобилей.
Размер такого налога будет варьироваться от $500 до $3,5 тыс., в зависимости от автомобиля. Платить его будут импортеры и касаться он будет только автомобилей, произведенных за пределами Украины.