Автомобильный рынок стран Азии переживает не лучшие времена. Об этом свидетельсвуют очеты японских, корейских и индийских производителей. И только Китай продолжает расти, страдая не от падения спроса, а от нехватки производственных мощностей.
По данным японской ассоциации автопроизводителей (JAMA), после окончания государственных субсидий продажи автомобилей в Японии значительно сократились. Количество машин, проданных в Стране восходящего солнца в течение текущего квартала,(второй по величине в Азии автомобильный рынок) упало на 9,4 процента, то есть до 1,53 млн, а в корпорации Toyota Motor констатируют 15-процентное падение продаж!
На четвертом по величине автомобильном рынке Азии, в Южной Корее, выпуск автотранспорта снизился на 2,5 процента. По информации компании Hyundai Motor, их падение составило 0,7 процента.
Падения спроса на внутренних рынках может привести к тому, что уже в этом году азиатским автопроизводителям придется увеличить свое присутствие на внешних рынках. Следовательно, и зависимость от конъюнктуры на них. При этом Япония находится в лучшем положении, нежели Корея, поскольку с середины ноября 2012 года курс иены упал по отношению ко всем основным валютам, в то время как корейские экспортеры наблюдали повышение воны в цене больше чем на 13 процентов по отношению к иене.
Квартальные поставки компании Nissan Motor (второй по величине автопроизводитель Японии), упали на 6 процентов, то есть до 165 931 единицы на внутреннем рынке, а объем продаж компании Honda Motor упал на 43 процента, то есть до 92 579 единиц. В Корее продажи автомобилей в прошлом квартале упали до 321 420 единиц. Таким образом, корейское правительство на минувшей неделе снизило прогноз экономического роста во второй раз за четыре месяца, что побудило Минфин заявить о том, что в этом месяце будет представлен пакет стимулов.
Не лучшим образом, обстоят дела и на третьем по величине автомобильном рынке Азии - Индии. По информации Ассоциации индийских автопроизводителей (SIAM), продажи легковых автомобилей только в феврале упали на 26 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и это худший показатель с 2000 года. С целью стимулирования потребительского спроса, автопроизводители предлагают различные акции - «купи сейчас, плати потом», предоставляя покупателям возможность обменять их старый автомобиль за одну рупию (два цента) с отсрочкой выплат на один год. Чтобы привлечь покупателей и снизить растущие складские запасы многие автосалоны предлагают 20-процентные скидки и беспроцентное погашение кредита.
На фоне падающего авторынка Индии, крупнейший в мире автомобильный рынок – Китай продолжает набирать обороты. В Китае сегодня нехватка производственных мощностей в отличие от Индии, где сейчас производители сталкиваются с ситуацией избытка мощностей, хотя еще в 2010-2011 годах индийский рынок, напротив, рос на 20-30 процентов в год, что было стимулом для иностранных автопроизводителей развивать свое производство здесь с целью компенсации низких продаж на развитых рынках. Они тратили миллиарды долларов на инвестиции в заводы но теперь претерпевают сокращение рынка одновременно со значительным падением европейских продаж из-за кризиса еврозоны. Единственный положительный сдвиг – это продажи внедорожников, которые стали очень популярны среди богатых потребителей, пытающихся получить статусный автомобиль, который предлагает более высокий уровень защиты на «смертельных» дорогах Индии. Так, только в феврале покупки внедорожника взлетели на 35 процентов.
Тем не менее, несмотря на нынешнее падение продаж, в долгосрочной перспективе Индия, как и ее коллеги по БРИК – Китай, Россия и Бразилия – по-прежнему рассматриваются как перспективные площадки для развития автомобильной отрасли.