В Одессе пылают трамваи — за три недели один за другим сгорели два вышедших на линию вагона. В обоих случаях ЧП произошло поблизости конечных остановок (в последний раз «тройка» загорелась на оборотном кольце у пл. Толбухина), благодаря чему жертв удалось избежать — вожатые успели выпустить пассажиров. Общее в инцидентах и то, что от огня пострадали модернизированные вагоны — те, которые прошли капремонт за последние 10 лет. В чем причина: в плохом состоянии электротранспорта, несоблюдении техники безопасности? По городу поползли слухи, что это — неспроста. Мол, до полного обновления безнадежно устаревшего парка предложат заменить трамваи на ключевых маршрутах маршрутными такси. «Сегодня» выясняла, есть ли реальная почва для таких опасений.
«ПОЖАРЫ СЛУЧАЙНЫ». В трамвайном депо — лязг стали, грохот молотков, на стенах отблески от электросварки, повсюду снуют рабочие в промасленных робах. Здесь возвращают к жизни недавних погорельцев. «Через два месяца будут как новенькие», — уверяет главный инженер КП «Одессагорэлектротранс» Виктор Безушко. На предприятии огромный ремонтный фонд, состоящий из десятков списанных трамваев. Комбинируя, как в конструкторе, демонтированные с них детали, можно восстановить любую, даже самую серьезную поломку. «Этому красавцу уже тридцать лет», — говорит он, любовно похлопывая рукой по массивному агрегату. — Вот переберем сейчас его — и еще столько же послужит. Тогда двигатели делали на славу». По мнению главного инженера КП «Одессагорэлектротранс», недавно вспыхнувшие в модернизированных трамваях пожары вообще не связаны с изношенностью техники. «Горел первичный кабель токоприемника. Он, в отличие от внутренних механизмов трамвая, не защищен от замыкания», — заверяет Безушко. Пожары здесь называют чистой случайностью, а слухи с происками автобусного лобби — выдумками. Тут у кого не спроси, любой подтвердит: трамвай — самый надежный и долговечный вид общественного транспорта, главное — не забывать ставить его на профилактическое обследование. А вот с этим у КП «Одессагорэлектротранс» серьезные проблемы. Финансирование с каждым годом сокращается, а того, что предприятие зарабатывает на продаже билетов, едва хватает на необходимые мелочи вроде зарплаты вожатым и кондукторам. «Чтобы речь шла о какой-то прибыли, нужно, чтобы проезд в электротранспорте стоил 4—5 гривен, — прикидывает директор КП Дмитрий Полунин. — Того же, что нам выделяют из городского бюджета (около 30 миллионов гривен, что на треть меньше прошлогоднего), едва хватает на зарплату сотрудников предприятия».
НЕ ОТМЕНЯТ. Об обновлении подвижного состава и реконструкции путей речь и вовсе не идет. «Весь наш состав давно выработал свой срок. Путями не занимались еще со времен СССР, к тому же мы до сих пор не вернули 50 миллионов за покупку партии новых вагонов, тем не менее никто всерьез не говорит даже о теоретической возможности замены трамваев маршрутками. Это было бы верхом неразумности, к тому же грозило бы социальным всплеском. Трамваи — экологический вид транспорта, кроме того, обособленное положение ключевых линий относительно автомобильных дорог позволяет им не стоять в пробках и быстро развозить пассажиров», — добавляет он.
Полностью обновить одесский трамвайный парк вполне реально, но нужно грамотно перераспределить заработки, — полагает экс-директор коммунального предприятия «Одесгортранскомплекс» Александр Вальков. «Проще всего что-то сократить. На самом деле при правильном подходе к делу уже через несколько лет можно обновить весь парк. Одесса приносит достаточное количество средств для этого», — уверяет он. Замена электротранспорта маршрутками — путь в тупик, соглашается с ним Дмитрий Полунин: «Одесса и так от их обилия страдает, ибо пропускная способность городских магистралей и без того мала, добавь на них очередную партию автобусов — и город намертво встанет в огромной пробке».
Фото: Н. Яковенко