Таким водительским стажем могут похвастаться единицы автолюбителей не только в Украине, но и в мире — 65 лет за рулем! 82-летний киевлянин Виктор Линьковский получил права в далеком 1948 году. В то время он был обладателем собранного из трофейных запчастей мотоцикла. Сейчас он водит Hyundai и становиться пешеходом не намерен. «Чкалов говорил: «Буду летать до тех пор, пока рука способна держать штурвал, а глаза — видеть землю». Я же буду водить автомобиль до тех пор, пока руки будут держать руль, а глаза — видеть дорогу», — говорит Виктор Леонидович.
ПРИНЦ НА МОТОЦИКЛЕ. С автолюбителем-долгожителем мы встретились возле его гаража. Рядом со сверкающим авто — велосипед. «Это сына, — объясняет Виктор Леонидович. — Может, когда мне 90 исполнится, пересяду на велосипед. Пока на машине езжу. Хотя, когда сажусь за руль, чувствую — быстро тает в кошельке моя пенсия. Это уже не езда. Вот в советские времена вообще не было такой статьи расхода — «на бензин»: 10 литров стоили 70 копеек, а сейчас...».
«Первый раз за руль я сел даже не 65 лет назад, а вообще в четыре года. Я в детстве часто лазил возле машины отца, а он не возражал, только просил: «Ничего не трогай». Но как не трогать? Пытался крутить руль. Для меня это самой любимой игрой было. Из гаража выгнать не могли!» — вспоминает Виктор Леонидович.
Свой первый мотоцикл DKW-350 он собирал сам. И посмотрите на фото: с какой гордой осанкой юный Линьковский едет на своем мотоцикле! Ну просто принц на коне, а не мальчишка на мотоцикле. Еще бы, авто и мотоциклов в послевоенном Киеве было раз-два и обчелся.
«ЭКСПОРТНАЯ ГАДОСТЬ». «В институте я получал повышенную стипендию, откладывал ее на… следующий мотоцикл. Купил ИЖ-49 — более удобный, красивый. На нем не стыдно было уже и девушек катать. Хотя я и на DKW их катал... А когда пошел на работу — купил себе свой первый автомобиль — «Победу». Стоила она тогда 15 тыс. рублей. Сумма немалая, но я работал в авиации, мог позволить себе такую покупку, — продолжает Виктор Леонидович. — Потом за 40 тысяч купил «Волгу». Неплохая по тем временам машина, но через три года она начала «сыпаться». То приварить надо было, то — отварить... Качество советских машин оставляло желать лучшего. Потом у меня был «Москвич 412-э» (экспортный вариант) — гадость редкая! Когда я ее купил, между задней дверью и кузовом была щель в два пальца! И следующей моей машиной стали «Жигули». Та «тройка» произвела на меня неизгладимое впечатление. Вот как раньше пикник проходил? Выехали на природу, друзья шашлыки жарят, девушки грибы-ягоды собирают, а я... лежу под машиной! Постоянно мелкий ремонт нужен был. Но с «Жигулями», наконец-то, можно было отдыхать вместе со всеми, а не крутить гайки».
ВОКРУГ ЗЕМНОГО ШАРА. Сколько километров проехал Виктор Леонидович за 65 лет, сказать сложно. Последние годы он ездит мало, а в молодости, бывало, за год и 30 тысяч набегало (максимальная длина окружности Земли по экватору — 40 075 км). И что важно, за всю свою долгую автожизнь наш герой лишь раз попал в серьезную аварию — столкнулся с другой машиной в жуткий гололед в 1958 (!) году.
«Всегда водил очень аккуратно. Мой девиз: «Жизнь дорога как память». Рисковать не надо. Один мой знакомый летчик говорил: «Знаешь, почему я долго летаю? Потому что по правилам!» Вот и я стараюсь не нарушать, — говорит Виктор Леонидович. — Стараюсь всегда держать дистанцию, видеть надо три машины впереди себя. И зачем гонять по городу? Обгонишь одну машину, другую, но на светофоре вы опять рядом будете стоять! Скорость никогда особо не превышал... Хотя лет 10 назад немного «прижал», когда ехал из Гостомеля в Киев. Смотрю, выходит из кустов гаишник, останавливает меня: «Дедушка, вы с какой скоростью ехали?» Говорю: «Ну, где-то 80». В ответ: «А вам лет сколько?» — «70». Сержант отдает мне права со словами: «Вот и не гоняйте больше 70-ти!».
ДОРОГИ И СТО. «Таких разбитых дорог, как этой зимой, я за все 65 лет не видел. Всякие зимы бывали, но никогда таких ям не было. А все потому, что раньше воровать так нагло нельзя было. Да, воровали, но так, чтоб никто не замечал, а сейчас совсем совесть потеряли, — возмущается Виктор Леонидович. — Водители тоже изменились не в лучшую сторону. Всякое, конечно, было, но не подрезали так, как сейчас. Уважали друг друга».
Надо сказать, что Виктор Леонидович практически не пользуется услугами СТО: «Лучше я сам все сделаю — буду уверен, что не сломается. Помню, как-то решил в отпуск на юг махнуть. Отдал предварительно машину на техстанцию, чтобы все отремонтировали. Едем. Но чем дальше от дома, тем больше чувствую — с передним колесом что-то не так. Стал я в степи под Херсоном. Посмотрел на колесо — нужен ремонт. А до ближайшего села — два километра. Хорошо, у меня с собой были инструменты. Но все равно пришлось идти в колхоз за гайками. Потом сел у машины, зажал между ног тиски и работаю напильником. Жара страшная, пока ремонт закончил — обгорел весь. Вот такой был у меня отдых на юге».