Билеты на поезда самых популярных новогодних направлений уже в дефиците, а те, что остались в резерве (для депутатов) — перепродают с накрутками. Как выяснила «Сегодня», на места обычных спекулянтов на столичном вокзале встали те, кто... по долгу службы должен с ними бороться.
В кассах — очереди. В справочном бюро спрашиваем, есть ли билеты на 29 декабря до Ивано-Франковска. Увы. Интересуюсь у одного из охранников: «Командир, не подскажешь ли, где можно найти перекупщиков, ведь не отменять же поездку в Карпаты».
Внимательно выслушав, парень ответил: «Сейчас узнаю» — и стал кому-то звонить: «Нужно 15 билетов в Ивано-Франковск, на 29 декабря», — сказал он в трубку. Дальше охранник повел меня за собой на платформу №1, к служебному входу. Сказал: «Так, жди пять минут, сейчас выйдет один человек, с ним и договоришься. Его зовут Вова». Минут через 10 к нам быстрым шагом пришел тот самый Вова — мужчина лет 45—50, также в форме охранника. Вова выслушал, что нужны билеты либо в плацкартные, либо в купейные вагоны, кивнул и сказал, что пошел договариваться с администратором. Выйдя через 5 минут, сказал: «Билеты будут или депутатские, или командировочные, которые находятся в резерве. Их уже пробивают, придется подождать. За 15 билетов готовь где-то 2000—2300 грн, то есть за каждый — по 150 грн». (Цена плацкартного места — 119 грн, выходит, что с каждого билета у охранника 31 грн навара. — Авт.) Вдруг прошептал: «Уйди, уйди от входа! Начальство идет». После того как по перрону прошел представительный мужчина, вернулись к разговору. «А как будет, когда введут именные билеты?» — спрашиваю. «Да, трудновато будет, но что-то придумаем. Но если надо будет еще куда-то ехать — подходи, решим вопрос», — уточнил он. Ждать с готовыми билетами Вову мы не стали — наверняка они пригодятся тем, кому действительно нужно будет ехать на курорт.
ПРОВЕРЯТ. В транспортной милиции, куда мы обратились за комментарием, нам ответили, что подобным фактом, мягко говоря, удивлены. «О том, что этим могут заниматься охранники, — такого еще не слышали. Но факт проверим», — сказала нам спикер УМВД на Юго-Западной железной дороге Наталья Мельник. Впрочем, таксисты, работающие у вокзала, нам сказали, что охранники еще мало попросили денег. «Я тоже могу достать билеты на 29-е через свою знакомую в кассе, но у меня будет немного дороже. А старых перекупщиков прижали, их здесь уже нет», — сказал нам один из шоферов.
Облава. Когда верстался номер, в редакцию «Сегодня» позвонили представители УМВД на Юго-Западной «железке» и сообщили, что находятся на центральном вокзале столицы, чтобы проверить изложенные «Сегодня» факты и принять необходимые меры. «Пытаемся найти этого охранника», — сказала нам спикер УМВД Наталья Мельник.
Проект: за сданный билет после отхода поезда вернут 10% цены
Тем временем, Мининфраструктуры продолжает искать методы борьбы со спекулянтами — за возврат билетов в кассу после отправления поезда собираются выплачивать в 3—4 раза меньше денег, чем сейчас, или всего 10% цены билета, о чем ранее сообщалось на нашем сайте. Причина в том, что, как заявлял ранее вице-премьер, министр инфраструктуры Борис Колесников, на «УЗ» раскрыта хитрая схема — некоторые проводники собирали у пассажиров билеты, часть их после отправления поезда сдавали в кассу возврата через «своего» человека «своему» кассиру, а деньги делили на всех. При возврате 10% цены билета это станет для ловкачей невыгодным. Минус новшества в том, что пострадают опоздавшие пассажиры, но таких будет мало — по статистике «УЗ», на поезда опаздывают единицы, а количество лжевовзвратов измерялось сотнями.
Как разъяснили нам в пресс-службе министерства, в проекте приказа прописано: если пассажир отказывается от поездки не более чем за час после отправления поезда, ему вернут лишь 10% цены билета. Сейчас в таких случаях выплачивают примерно 30—40%. Если билет сдан до отхода поезда, все осталось как и прежде — за сутки и более до отправления возвращают его полную стоимость, за 9—24 часа — примерно 70%, менее чем за 9 часов — 30—40%. Во всех случаях удерживают два комиссионных сбора — за продажу и за оформление возврата — это в сумме 20—24 грн.
Поясним на примере: пассажир опоздал на поезд №38 «Киев—Донецк» и желает сдать билет. Проезд в купе этого поезда стоит 195,51 грн. Цена складывается из стоимости билета (57,73 грн), плацкарты (81,48 грн), постели (12,08 грн), страхсбора от несчастных случаев в пути (2,07 грн), НДС (30,25 грн) и комсбора (7,9 грн). Ныне такому пассажиру выплачивают 71,86 грн (билет 57,73 грн + постель 12,08 + страхсбор 2,07 + НДС 13,98, минус комсбор за оформление возврата 14 грн). Стоимость плацкарты (расходы перевозчика на подготовку вагона и обслуживание пассажира в пути) не возвращается. По новым правилам пассажиру вернут всего 19,23 грн. В МИУ прогнозируют, что приказ вступит в силу в течение месяца, сейчас он находится на согласовании с другими министерствами, как и подготовленное по инициативе МИУ постановление Кабмина о введении именных билетов на поезда. Как ответили нам в пресс-службе правительства, сроки его принятия пока неизвестны. Ранее сообщалось, что именные билеты появятся сразу после Нового года.