С начала этого года в Одессе угоняли автомобили и мотоциклы 153 раза. Как оказалось, чаще всего под прицел охотников за чужими колесами попадают «Жигули» и «Тойоты» (см. иллюстрацию). А больше всего шансов лишиться автомобиля — у офиса или учебного заведения.
ЗЛАЧНЫЕ МЕСТА. Как рассказала нам начальник пресс-службы горГАИ Алла Марченко, чаще всего машины угоняют в Приморском районе, где наибольшее скопление машин в течение дня. «Люди приезжают в центр на работу и бросают авто на любом свободном клочке площади. Причем их не заботит, охраняется парковка или нет», — добавила правоохранитель.
Также в лидерах автоугонов те улицы Приморского района, где расположено большое количество офисов и... вузов. Самыми популярными местами у автоворишек оказались проспект Шевченко, Фонтанская дорога и ул. Говорова, а их жертвы, соответственно, — студенты расположенных здесь вузов — Юракадемии, МГУ и Политеха. «Приезжают на занятия на последних «Лексусах» и БМВ. Вот преступники и отслеживают престижные марки. Затем угоняют их — либо под заказ, либо сами перебивают номера, делают новые документы и продают в полцены в Молдове и Беларуси», — признался нам на условиях анонимности один из инспекторов горГАИ.
Правда, есть случаи и поинтересней — когда дорогую иномарку угоняют, а потом за вознаграждение возвращают хозяину. «Мою «Тойоту Камри» украли утром, я оставил ее на Фонтанской дороге, чуть дальше академии, — рассказывает студент ОНЮА Юрий В. — А вернул ее только через три недели, заплатив угонщикам треть цены за машину! В розыск ГАИ не обращался — по электронной почте мне пообещали, что в таком случае машину разберут по запчастям». К слову, возврат похищенных авто за часть стоимости был популярен в Одессе в середине 90-х, но пошел на спад в начале 2000-х. Теперь, по мнению одесских оперативников, эта практика понемногу начинает возвращаться.
ПОКАТУШКИ. Дешевые изделия отечественного автопрома — «Жигули», по словам Аллы Марченко, чаще всего похищают для развлечения. «Старенькие ВАЗы крадут молодые ребята на «покатушки» — по дурости или под влиянием спиртного. Как правило, воры бросают авто в другом районе или попадают в ДТП», — добавила глава пресс-службы горГАИ. Престижные иномарки, по словам Марченко, воруют под заказ профессионалы. Авто отгоняют на «отстой» на несколько недель — в неприметные гаражи, где над ними начинают работать механики. Первым делом автослесари вынимают из машин электронные чипы и радиомаячки антиугонной сигнализации. Потом мастерски перебивают номера кузовов и двигателей и делают новые документы на машину. Затем автомобиль перегоняют в другую область или за границу на продажу. В некоторых случаях иномарку просто разбирают на запчасти или
продают на разборку.
Тяжелые жертвы: два камаза и один ЗИЛ. По данным горГАИ, чаще всего заявления об угонах поступают в выходные. «Часть из них оказывается ложными. Например, когда жена забирает машину у мужа, который хорошо «отметил» конец рабочей недели. Или владелец автомобиля просто забывает, где оставил его, пишет заявление об угоне. А потом оперативники находят его машину за его же домом», — рассказала глава пресс-службы горГАИ Алла Марченко.
Интересно, что самые популярные цвета угоняемых машин — черный, белый и серый. Но объясняется это вовсе не цветовыми пристрастиями воров, а тем, что у яркого автомобиля больше шансов попасть в поле зрения правоохранителей.
К слову, помимо легковушек, воры часто охотятся на скутеры. За год было украдено 10 мотороллеров и мотоциклов. А самым экзотичным объектом краж стали тяжелые грузовики — в списке автоугонов 2012 года фигурируют два КамАЗа, один ЗИЛ и ГАЗ-53. Зато народных «Запорожцев» в этом году угнали всего два.