Ездят со скоростью 80 км/ч, останавливаются где попало, проскакивают на желтый свет... Это далеко не полный перечень нарушений правил движения киевскими маршрутками. Мы пристроились за двумя «Богданами» и посчитали — в среднем за рейс водитель совершает более 30 нарушений. В ГАИ говорят, что наказывают.
МАРШРУТКА №1 — 33 РАЗА. В начале нашего эксперимента мы приехали к конечной маршрутного такси №401 возле Южного вокзала. Протяженность этого маршрута — больше 18 км: через Воздухофлотский проспект, ул. Гетьмана, Борщаговскую, Кольцевую дорогу, станцию «Академгородок» она едет к ул. Чернобыльской. Иногда мы просто не успевали законспектировать все нарушения, настолько часто водитель забывал включить «поворотник» или высаживал людей «тута и здеся». Это хоть и мелкие, но самые популярные нарушения у водителя. Не пренебрегал он и проездом на запрещенные сигналы светофора — два раза на желтый свет, а также постоянно перестраивался из ряда в ряд. Но самое интересное, что закончил свой «форсаж» водитель не на конечной, а раньше: остановился у метро «Академгородок» чуть ли не на перекрестке, во втором ряду, высадил всех пассажиров и отправился назад. В итоге у водителя маршрутки №401 за один рейс мы насчитали 33 нарушения правил дорожного движения. Получается, если в среднем водитель делает 15 рейсов в день, он потенциально нарушает правила около 500 раз!
МАРШРУТКА №2 — 35 РАЗ! После первого эксперимента мы направились на ул. Наумова, думая, что просто попался гонщик, и следующий будет более примерный водитель. Не тут-то было! Водитель маршрутки №437 умудрился даже подрезать троллейбус. Стартовали мы на ул. Наумова в направлении Виноградаря, где водитель систематически подбирал пассажиров в неположенных местах, далее — дважды свернул со второго ряда, 2 раза подрезал и разогнался в районе Виноградаря до 82 км в час. В итоге мы насчитали 35 нарушений. После эксперимента мы подошли к водителю: «Это все на автомате, я даже не заметил нарушений. Гонок я не устраивал и, вроде, ехал по правилам. Все так едут», — сказал нам водитель Андрей и нервно закурил.
«НЕТ ПОРЯДКА». В ассоциации перевозчиков Киева не отрицают, что водители маршруток не ангелы, но делают акцент на том, что они нарушают наравне со всеми. «К сожалению, нельзя приставить к каждому водителю маршрутки по одному сотруднику ГАИ. Есть законы и правила, которые должны соблюдать все, — рассказывает глава ассоциации Валерий Липецкий. — У нас ничем не хуже законы, чем в Европе, но их не выполняют. Нет уверенности, что если нарушишь — будет наказание. Если бы нарушали только водители маршрутки, но у нас нарушают все. Что касается маршруток, то основное нарушение у них — это правила высадки и посадки пассажиров. Но часто водитель маршрутки не виновен — ведь все остановки заставлены машинами, хотя, по правилам, должны стоять в 30 метрах от них. Поэтому приходится высаживать во втором, а то и третьем ряду. Просто собственники маршрутов недостаточно занимаются профилактической работой с водителями. Да и в ГАИ должны максимально пресекать нарушения».
ПРОВЕРЯЮТ. В столичной госавтоинспекции говорят, что систематически проводят рейды. В частности, последний длился 4 дня и в результате — 477 нарушений. При этом 2 водителя перевозили людей будучи подшофе. Один из них и вовсе оказался без прав. Оштрафовали 49 водителей за превышение скорости, 154 водителя — за отклонение от маршрутов. Среди 94 осмотренных автобусов — 50 с неисправностями шин, 15 — рулевым управлением, 10 — с незаконно установленными дополнительными сиденьями. В итоге на должностных лиц составили админпротоколы. «Указанные меры дисциплинируют водителей», — уверен начальник УГАИ Киева Анатолий Куринный.