Российская госкорпорация «Ростехнологии» и власти Белоруссии после полутора лет переговоров достигли принципиальных договоренностей о слиянии «КамАЗа» и «МАЗа».
Как рассказал газете «Коммерсант» гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин, СП «Росбелавто», куда будут внесены 75% акций «МАЗа» и 49,9% акций «КамАЗа», будет исходно создано на паритетных началах. Но через два года «Ростехнологии» получат контроль, выкупив 25% акций СП. Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов добавил, что российская сторона провела новую оценку «КамАЗа» и «МАЗа». Теперь 100% акций «КамАЗа» оцениваются в 2,5-2,6 млрд. долларов, а 100% «МАЗа» – в 1,6-1,7 млрд. долларов.
Напомним, «Ростехнологии» предложили белорусским властям объединить «КамАЗ» и «МАЗ» в феврале 2011 года, но переговоры затянулись. По словам источников, знакомых с ситуацией, конфигурация, когда в паритетное СП вносится большая доля «МАЗа», чем «КамАЗа», была очевидна изначально. Но власти Белоруссии настаивали на паритете и не были готовы отдавать контроль российской стороне, поэтому чтобы прийти к консенсусу, в итоге было принято компромиссное решение о поэтапном получении контроля. В результате у белорусской стороны останется блокпакет, который позволит операционно контролировать решения «Росбелавто» и в дальнейшем. Впрочем, аналитики полагают, что в перспективе Белоруссия может продать и блокпакет «МАЗа», ведь в 2011 году Минск рассматривал вариант его продажи «Группе ГАЗ».
Как отмечают эксперты, объединение «КамАЗа» и «МАЗа» может быть выгодно обеим компаниям, учитывая, что сделка на первом этапе, по сути, безденежная, а рост рынка грузовиков замедляется. В первую очередь, это интересно для «МАЗа» с точки зрения получения технологий от «КамАЗа», который сотрудничает с Daimler. При этом «КамАЗ» получит дополнительные мощности, что может сделать его более привлекательным для Daimler, который ранее заявлял о намерении уже в 2013 году увеличить свою долю в российском производителе грузовиков с 15% до 25%.
Стоит отметить, что в нынешнем году «МАЗ» впервые с 2008 года смог опередить «КамАЗ» на украинском рынке. По данным Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», за семь месяцев этого года грузовых автомобилей «МАЗ» было реализовано 477 машин против 390 «КамАЗов». Для сравнения, по итогам 2011 года «КамАЗ» продал в Украине 905 грузовиков, а «МАЗ» – 717 единиц.