Америкнанский автогигант Форд (Ford) не стоит на грани банкротства, заявила руководитель пресс-службы по финансам компании Бэки Санч.
"Компания Ford не находится на грани банкротства, по данным на сентябрь у нас было $23,6 миллиарда наличными, то есть мы абсолютно ликвидны. Учитывая новые кредитные линии в размере $18 миллиардов, к концу 2006 года наши наличные средства будут доведены до $38 миллиардов", - сказала Санч.
По ее словам, дополнительные $18 миллиардов, о займе которых Ford объявил накануне, пойдут "на реагирование на краткосрочные и среднесрочные убытки, финансирование реструктуризации и обеспечение большей ликвидности для защиты от сокращения производства или других непредвиденных обстоятельств".
Кроме того, по словам Санч, для увеличения ликвидности Ford выставил на продажу две своих компании - известную марку спортивных автомобилей Aston Martin и компанию Automobile protection corporation.
Санч опровергла слухи, которые ранее распространили некоторые СМИ о выставлении на продажу известных дорогих марок Jaguar и Land Rover. "Мы действительно выставили на продажу Aston Martin и Automobile protection corporation, однако речь о продаже Jaguar и Land Rover не идет, мы об этом не заявляли", - сказала Санч.
Несмотря на уверения Санч в том, что Ford не стоит "перед линией, за которой банкротство", объявленный в понедельник займ стал первым за 103-летнюю историю компании, при котором она закладывает активы. Ранее успешное ведение дел позволяло компании брать кредиты без залога, чего нельзя сказать о других автопроизводителях, в том числе и General Motors, которые периодически закладывают производственные мощности.
Однако Ford пошел на достаточно рискованный шаг - заложил не только производственные мощности, но и все, чем владеет в США: заводы, офисные здания, патенты и торговые марки. Таким образом, сумма в $18 миллиардов, которую в виде обеспеченных и необеспеченных займов Ford получит до конца 2006 года, превысила на $2,6 миллиарда рыночную стоимость акций компании.
Объявление о новых займах моментально отразилось на бирже. В понедельник акции Ford подешевели на 36 центов и торги закрылись на отметке $8,16 за акцию. Сегодня же акции Ford стали лидерами по объемам продаж на Нью-Йоркской фондовой бирже. Торги открылись с отметки в $8,15 и в течение дня минимально падали до $8 и максимально поднимались до $8,21.
Кредиторами компании стали Citigroup Corporate and Investment Banking, Goldman Sachs Credit Partners L.P. и J.P. Morgan Securities Inc. Они дадут $8 миллиардов возобновляемого кредита под залог собственности на пять лет. Это заменит существующую кредитную линию в $6,3 миллиарда, которая не была обеспечена залогом.
Кроме этого, еще $7 миллиардов Ford получит в виде обычного кредита под залог активов. И еще $3 миллиарда - в виде необеспеченных займов, в том числе и тех, которые могут быть в будущем переведены в обычные акции компании.
Объявление о займах также привело к понижению ведущими агентствами рейтингов кредитного доверия Ford. По мнению аналитиков агентств Fitch, Moody's и Standard & Poor's, которые понизили рейтинги, в случае краха компании, кредиторам, давшим необеспеченный займ, будет нелегко вернуть свои деньги.
В свете последних событий аналитики говорят о том, что из-за шагов руководства компания может потерять свою независимость. Как сообщают местные СМИ, в том случае, если новое руководство не сможет сделать Ford вновь прибыльной компанией, то автопроизводителю ничего не останется делать, как искать покупателя на свои активы, подавать на банкротство или сливаться с другой компанией.
"Такое рефинансирование говорит о том, что компанию ожидают тяжелые времена. Или они слишком консервативны, либо готовятся к очень плохим перспективам ", - сказал аналитик Джон Касеса из нью-йоркской компании Casesa Strategic Advisers и интервью Нью-Йорк Таймс.
Новые займы нужны Ford в том числе и для противостояния конкурентам, которые за последнее время все более активно захватывают американский автомобильный рынок.
В этой связи, а также из-за значительных убытков руководство Ford запустило программу реструктуризации компании, основной частью которой является стратегический план под названием "Путь вперед".
В соответствии с новой стратегией, в частности, предусмотрено увольнение от 30 до 40 тысяч сотрудников и закрытие десяти заводов в США - фактически, это является десятипроцентным сокращением Ford.
Правда, в августе, когда было заявлено о намерении компании закрыть заводы, Ford обещал сохранить практически целиком зарплату сотрудникам. Более того, было объявлено, что заводы закрываются лишь на время.
Как говорится в заявлении компании, закрытие заводов приведет к снижению производства в четвертом квартале на 21% по сравнению с прошлым годом. Это означает, что Ford не соберет 168 тысяч автомобилей. Кроме этого, в третьем квартале Ford также сократил производство автомобилей на 20 тысяч штук от заявленного ранее количества. В 2007 году Ford планирует сократить производство на 400 тысяч автомобилей.
Сокращение производства Ford во второй половине 2006 года аналитики считают самым значительным со времени упадка в 1981-1982 годах.
Убытки же, которые терпит компания, бьют рекорды за последние 14 лет.
За третий квартал Ford потерял $5,8 миллиарда. "В третьем квартале чистый убыток компании Форд составил $5,8 миллиарда или $3,08 на акцию. В третьем квартале прошлого года чистый убыток Форд составлял $284 миллиона или 15 центов за акцию", - говорится в сообщении компании.
В последний раз сопоставимые потери компания понесла в первом квартале 1992 года - тогда ее убыток составил $6,7 миллиарда.
Самые серьезные проблемы Форд переживает на родном рынке - в США. Североамериканское подразделение потеряло за третий квартал $2 миллиарда против $1,2 миллиарда год назад, отмечается в сообщении компании.
Объем продаж снизился с $18,2 миллиарда в третьем квартале 2005 года до $15,4 миллиард в третьем квартале 2006 года. В свете последних событий, компания заявила, что планирует получать прибыль на американском рынке только с 2009 года.