На днях в нескольких харьковских троллейбусах появились автоматы для электронного расчета за проезд, которые в будущем могут заменить уже привычные всем проездные талоны на пластиковые карты. Внешне ящики желтого цвета, так называемые валидаторы, напоминают устройства по продаже талонов в метро, правда, по размеру вполовину меньше своих «коллег». Мы разыскали один из «рогатых», оснащенных новой техникой, и узнали о преимуществах и недостатках новой системы.
«В каждом троллейбусе устанавливают по два валидатора: возле среднего выхода аппарат работает от пластиковой карты, а возле заднего — принимает оплату жетонами. Так что теперь у нас все, как в метро! Правда, в полноценном режиме эти аппараты пока не функционируют, а установили их для того, чтобы люди привыкали к нововведению», — рассказала «Сегодня» кондуктор троллейбуса №3 Ольга Вивденко.
Работает система точно так же, как и в подземке: пассажир заходит в транспорт, прислоняет пластиковую карту или опускает жетон в специальное отверстие, а взамен получает бумажный билет, на котором указаны дата, номер маршрута и даже время оплаты проезда. Правда, где приобрести жетоны, от которых город недавно отказался, пока неясно. «Мы не уверены, что в конечном итоге будут работать валидаторы с жетонами, скорее всего, их заменят талонами, по которым сейчас ездим под землей. Когда проверим работоспособность аппаратов, опишем недостатки в их работе, а если приживется и понравится народу, только тогда перейдем на эту систему», — пообещал нам замдиректора КП «Депо №2», которое обслуживает несколько «рогатых» с новой техникой, Дмитрий Гузев.
БОЛЬШЕ ЗАЙЦЕВ. Из-за отсутствия карточек, харьковчане пока оплачивают проезд по-старинке: передают деньги водителю, который выдает талоны и подсчитывает сдачу прямо на ходу, либо же кондуктору. «Но многие пенсионеры просят у меня карту, чтобы попробовать, как работает система. Зачастую, пассажиры остаются довольны подобным экспериментом», — улыбается Ольга Вивденко.
О том, что транспортное ноу-хау может заменить работу кондуктора, женщина совсем не беспокоится. Мол, валидаторы расположены в салоне, а не при входе, так что без контроля в «рогатом» никак не обойтись. «Пассажиры могут попросту не провести карточкой, а значит, проехать зайцем. Иногда лично приходится уговаривать человека заплатить за проезд, а тут вместо нас — электронные аппараты. Возможно, мы с введением новой системы, станем ревизорами», — мечтает Ольга Вивденко.
А вот в дирекции депо о дальнейшей судьбе харьковских кондукторов говорят не так уверено. «Прежде всего мы хотим перейти на единую систему проезда: одной и той же картой можно будет расплатиться в любом городском транспорте. Возможно, если эксперимент удастся, кондукторов станет меньше», — предполагает Дмитрий Гузев. Ведь не исключено, что из салона валидаторы переместят ближе к выходу. Тогда пассажиры уж точно не смогут попасть в троллейбус без оплаты.
ТУРИСТАМ — БИЛЕТЫ
«Это очень положительные изменения. У пенсионеров и студентов уже есть карточки, по которым они ездят в метро. А как вопрос с приезжими решится, возможно на остановках установят автоматы по продаже билетов, как в метро», — говорит профессор кафедры урбанистики ХНУСА Валерий Гук.