Европейский автопром страдает от избытка мощностей, сокращение производства неизбежно. Рынок Германии остается самым стабильным в ЕС, а немецких производителей спасают специализация на премиум-сегменте и экспортный бум.
Европейский автомобильный рынок переживает в 2012 году очевидный спад. По итогам первого полугодия сокращение объемов продаж в Евроcоюзе составило порядка 8 процентов. Из-за высокой безработицы, резко обострившейся в ходе долгового кризиса, сбыт новых легковых машин упал практически во всех странах ЕС. Это особенно касается таких крупных рынков, как испанский, итальянский, а также французский.
Кризис сбыта только начинается
В Италии, например, объемы продаж снизились в июне по сравнению с тем же месяцем прошлого года на целых 24,4 процента и достигли самого низкого уровня с 1979 года. В мае темпы падения составили 14,3 процента. Таким образом, ситуация на этом важном рынке стремительно ухудшается.
"Автомобильный кризис в Европе только начинается", - убежден один из ведущих немецких автомобильных экспертов, профессор Университета Дуйсбурга-Эссена Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenh?ffer). Быстрого улучшения ситуации он не ждет: "Пока государства с долговыми проблемами более или менее придут в себя, могут пройти лет пять".
На фоне ухудшающейся ситуации в Европе островком стабильности остается немецкий автомобильный рынок. По итогам первого полугодия в Германии было продано на 1 процент больше отечественных и импортных легковых машин, чем за аналогичный период прошлого года. А в июне, который для Италии оказался особенно тяжелым, продажи выросли даже на 3 процента.
Президент Объединения автомобильной промышленности (VDA) Маттиас Виссман (Matthias Wissmann), выступая 3 июля в Берлине на пресс-конференции по итогам первых шести месяцев, подтвердил прогноз на весь 2012 год, согласно которому объемы продаж в Германии составят порядка 3,1 миллиона единиц. Это лишь минимально ниже рекордного прошлогоднего показателя.
Бум в США и Китае
И все же Маттиас Виссман счел нужным предупредить предприятия отрасли: "Нам следует исходить из того, что ветер в лицо будет усиливаться". При этом речь идет не столько о самой Германии, сколько об экспортных рынках, которые для немецкого автопрома жизненно важны. Ведь три четверти его продукции идет за рубеж.
Правда, семь из десяти изготовленных в Германии автомобилей продаются за пределами еврозоны. Это объясняется ориентацией большинства немецких производителей - BMW, Daimler, Audi, Porsche - на выпуск автомобилей премиум-класса. А они особо востребованы сейчас в Китае и США. Высокий спрос на автомобили, в том числе и на немецкие, VDA отмечает также в Мексике, Индии и России.
Поэтому Маттиас Виссман убежден, что такой обвал продаж, как в кризисном 2008 году, немецким производителям сейчас не грозит. Объемы производства могут снизиться на 1 процент, экспорт - на два. В интервью, опубликованном 4 июля в газете S?ddeutsche Zeitung, президент VDA сообщил, что загрузка производственных мощностей на немецких автозаводах достигает в настоящий момент 90 процентов.
Peugeot на пороге массовых увольнений
В то же время он выразил озабоченность судьбой тех автопроизводителей, которые ориентированы преимущественно на европейский рынок. К ним относятся Opel и Ford, предприятия которых находятся, в частности, в Германии. По мнению Виссмана, в подобных компаниях явно назрела, как он дипломатично выразился, "оптимизация производственных мощностей".
А вот эксперт Штефан Братцель (Stefan Bratzel) из Center of Automotive Management в городе Бергиш-Гладбахе прямо говорит о необходимости закрытия предприятий: "Как минимум 5-8 автозаводов в Европе являются в данный момент лишними".
К европейским компаниям, страдающим от чрезмерной зависимости от европейского рынка, относятся также итальянская FIAT и крупнейший французский автоконцерн Peugeot-Citroen. Его производственные и финансовые показатели продолжают быстро ухудшаться. Так, в июне объемы продаж на родном рынке во Франции упали на 9,5 процента. Поэтому массовые увольнения на заводах концерна становятся все более вероятными. Судя по сообщениям СМИ, под сокращение могут попасть до 10 тысяч рабочих. Это примерно 10 процентов занятых на французских заводах Peugeot и в два раза больше, чем до сих пор ожидалось.