Рынок автогражданки продолжает нести убытки

13:42 25.06.2012
Рынок автогражданки продолжает нести убытки

В I квартале объем собранных страховщиками премий ОСАГО вырос на 6,6%, однако даже этот показатель является высоким, поскольку по итогам года темпы роста упадут до 5%. Более существенные риски страховщики видят в постоянном росте выплат, которые уже повысились на четверть. Из-за этого увеличивается убыточность ОСАГО, которое очередное возможное повышение тарифов спасет лишь на год, отмечают участники рынка.

Ситуация на рынке "автогражданки" улучшается, но очень медленными темпами. В январе-марте 2012 года страховщикам удалось собрать 580,2 млн грн премий ОСАГО, что на 6,6% больше, чем годом ранее, сообщили в Моторном (транспортном) страховом бюро (МТСБУ). В первые два месяца года темпы были минимальными — всего 1,7%. Увеличение премий сопровождалось падением количества продаваемых полисов на 4% — до 1,937 млн шт., что объясняется постепенным отказом страхователей от коротких полисов. Однако платить компаниям приходится все больше: выплаты в I квартале выросли на 23,8% (до 251,5 млн грн), а количество урегулированных дел — на 16% (до 27,96 тыс.).

Во II квартале ситуация кардинальным образом не изменилась. "Рынок ОСАГО стагнирует: по оперативным данным, во II квартале показатели нашей компании почти не будут отличаться от показателей II квартала прошлого года",— говорит председатель правления СК "Украинская страховая группа" Павел Нельга. Не способствует увеличению объема премий и демпинг на рынке. По данным МТСБУ, средняя цена полиса по Украине составляет менее 300 грн.

Поэтому страховщики соглашаются с бывшим генеральным директором МТСБУ Вадимом Загребным, который еще в начале года спрогнозировал рост рынка ОСАГО в лучшем случае на 5%. Для сравнения, в 2011 году рынок прибавил 33%. Наращивать объемы будет сложно всем, даже лидерам. У половины компаний топ-10 рынка ОСАГО, по данным рейтинга Insurance Top, объемы премий в I квартале сократились: УПСК собрала на 0,86% меньше, "Оранта" — на 5%, "Княжа" — на 10,2%, ТАС — на 10,5%, а "Гарант-Авто" — на 18,1%. "В этом году мы сознательно отказались от убыточных каналов продаж: например, разрывали договоры с агентами, которые работают на очень высоких комиссионных, поэтому в целом по году не исключаем снижения премий",— говорит глава правления СГ ТАС Павел Царук.

Но для страховщиков большей проблемой является не низкий прирост платежей, а растущие выплаты. По данным МТСБУ, за последний год размер средней выплаты увеличился с 8416 грн до 8995 грн. Убыточность по ОСАГО уже сейчас вплотную приблизилась к 50%. "Для большинства страховщиков этот сегмент остается нерентабельным или малорентабельным. Но компании изначально знают, на что они идут: даже среди европейских стран этот вид страхования прибылен только в Германии",— добавляет председатель правления СК "Глобус" Владимир Ганчак. Продавая ОСАГО, СК получают клиентов, которым в дальнейшем можно продать другие страховые продукты.

Страховщики ищут способы минимизировать выплаты. "Мы стараемся получать максимальные скидки от наших партнеров-СТО и рекомендуем клиентам обращаться именно к ним",— отмечает Павел Царук. Но такие меры малоэффективны в долгосрочной перспективе. "В стране, где есть скрытая инфляция, выплаты постоянно будут расти",— говорит Владимир Ганчак. "Рынок ОСАГО работает по принципу пирамиды — выплаты осуществляются за счет привлекаемых премий, но рано или поздно это может закончиться: банкротство хотя бы одной компании способно стать началом череды банкротств",— опасается один из страховщиков. Временно улучшить ситуацию может очередное повышение тарифов на ОСАГО. "Если изменения в закон об ОСАГО примут до конца парламентской сессии, и осенью выплаты по ОСАГО возрастут, то уже к концу года можно будет рассматривать вопрос о повышении тарифов",— считает президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма. Однако рост рынка будет временным. "Увеличение тарифов вряд ли спасет ситуацию: на протяжении года премии будут расти, а потом произойдет то же самое, что мы видим сейчас",— говорит Павел Нельга.


Источник: Коммерсантъ Украина
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2024