Пассажиры привыкли воспринимать водителя маршрутки злобным хамом, который не выдает сдачу, пропускает нужные остановки, роняет людей из открытых дверей и все время дышит алкоголем. Каждое утро, добираясь на работу, горожане сталкиваются с водителями и не задумываются о том, что это отдельный народ, который живет по своим давно установленным порядкам. «Сегодня» удалось узнать некоторые секреты этой профессии, пообщавшись с рулевыми симферопольских маршруток.
«А ведь правда, у нас свой мир. Как-то, стоя на конечной с коллегами, придумали, как нас видят люди. Вспомнился прикол про мужика-водилу, у которого загар только на левой руке — от солнечных лучей из окна, — смеется водитель Максим. — Хочется изменить мнение людей, что мы, например, все поголовно алкоголики. Нас ежедневно проверяют перед тем, как мы выходим на маршрут. Конечно, есть неприятные исключения, когда ухитряются обмануть врача, закусив перегар луком или чесноком, но таких — единицы».
То, что пассажиры часто воспринимают как хамство, сами водители объясняют необходимостью. Например, Максим объяснил, почему маршрутчики набивают машину людьми, как консервную банку шпротами: «Вечером мы должны сдать определенную сумму хозяину, не наберем — будет долг».
Кстати, труженики руля тоже любят не всех пассажиров. «Хуже всего — «кирпичи», то есть те, кто едет от конечной до конечной. Ну какой с него доход? — смеется Максим. — А вот любим мы «коротышей» — тех, кто проезжает одну-две остановки. Есть еще «шара» — это льготники и школьники с проездными». Водитель с многолетним стажем Александр добавляет к рассказам коллеги: «Думаете, только над нами шутить получится? Мы и сами не против юмора. Например, заходит женщина, спрашивает: «Я попаду на кладбище?». Отвечаю: «Когда-нибудь, конечно, попадете!».
Еще люблю, когда просят остановку, пошутить: «Уже заказано другим пассажиром». А когда интересуются, сколько стоит проезд, отвечаю: «Две гривни — за проезд, 75 копеек — за экскурсию по Симферополю». Приятно, что почти все понимают юмор и не обижаются». О том, как стал водителем, Александр говорит: «Я с детства хотел быть гонщиком. Почти получилось! Вот зарплату бы мне еще, как у Шумахера».
Чтобы увеличить — кликните по изображению
Так что большинство симферопольских маршрутчиков вполне довольны своей работой. «Еще бы! Бывает очень весело, — уверяет водитель Михаил. — Чего только от пассажиров не услышишь! Например, от двух девушек, у которых было денег только на один билет: «Возьмите, пожалуйста, за одно место». Когда кто-то пытается пройти в салон и говорит: «Подвиньтесь, у меня лицо застряло», — хочется повернуться и посмотреть, где именно. А однажды мне, 28-летнему парню, 40-летний мужик, видимо, по привычке сказал: «Батя, возьми за проезд». Ну какой же я батя?»
Война майкам и шлепкам
Пока между водителями и пассажирами происходит ежедневный обмен колкостями, власти пытаются бороться с бескультурьем шоферов. Например, недавно водителя, в не самой вежливой форме отказавшего в льготной цене на проезд многодетной матери, уволили, а транспортное предприятие лишили лицензии.
Председатель рескомитета по транспорту и связи Николай Черевков сам нередко пользуется общественным транспортом и очень недоволен внешним видом водителей. «Будем вести беседы с перевозчиками. А то заходишь, а они сидят в шлепках и майках», — жалуется Николай Николаевич. По его словам, давно созрела необходимость ввести форму для водителей, причем на каждом предприятии она должна отличаться.