Украинские автопроизводители могут лишиться главных экспортных рынков

16:54 22.05.2012
Украинские автопроизводители могут лишиться главных экспортных рынков

Пока украинские автопроизводители пытаются добиться поддержки со стороны государства в виде спецпошлин на иномарки в Украине, в середине лета их может ожидать неожиданный удар на главных экспортных рынках стран Таможенного союза, куда уходит 95% всего украинского экспорта готовых автомобилей. По инициативе России, которая летом вступает в ВТО, Беларусь и Казахстан синхронно должны ввести утилизационный сбор на автомобили. Притом, уплачивать его будут автопроизводители, как отечественные, так и иностранные, но "дьявол" кроется в деталях. Так, иностранные компании, импортирующие машины в Россию, будут оплачивать сбор "живыми" деньгами. Компаниям, которые работают внутри страны, предлагается лишь "давать гарантии" будущей утилизации машин. В итоге, импорт (включая поставки украинских автомобилей ЗАЗ, Chery Bonus, Богдан) фактически обложат дополнительным налогом, тогда как российские автопроизводители отделаются гарантийными "бумажками".

Удорожание на ключевом российском рынке может составить от 20 тыс. рублей и выше, что не прибавит популярности нашим автомобилям, на фоне российских одноклассников. В частности, предлагалось взимать его по принципу транспортного налога (базовая ставка + коэффициенты). Коэффициенты предлагалось привязать к объему двигателя (для легковых автомобилей) и месту производства. Например, для авто с двигателем до 1,3 л российского производства - 10000 рублей РФ, для импортных - 20000 рублей. Таким образом, Россия фактически создает еще одну преференцию для российских заводов, которые выпускают иномарки на ее территории и уберет с рынков Белоруссии и Казахстана конкурентов из-вне. Не смотря на то, что при импорте автомобилей с Украины таможенная пошлина не уплачивается в рамках соглашения о беспошленной торговле между Украиной и РФ, утилизационный сбор нашим автопроизводителям прийдется платить и закладывать его в розничную цену на российском, белорусском и казахском рынке.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов в интервью "Российской газете" отметил, что для скорейшего введения утилизационного сбора есть ряд трудностей. Так, отсутствует сама возможности взимания утилизационных сборов в российском законодательстве в настоящее время. "Сейчас Минпромторг России наряду с другими ведомствами работает над поправками к Закону "Об отходах производства и потребления". С этим есть сложности: изменения вносятся по очень большой номенклатуре товаров. Законопроект уже прошел второе чтение, но я не исключаю, что придется возвращаться к первому чтению - в кратчайшие сроки вносить изменения отдельно по автотранспорту. Автомобили, как товар, в законе формально не присутствуют. Кроме того, пока в нем нет понятия "утилизационный сбор", - прокомментировал Рахманов.

По его словам, соответствующие поправки должны быть подготовлены к лету текущего года. "Возможна некоторая рассогласованность с Белоруссией и Казахстаном по срокам. Но, думаю, в итоге придем к согласию. Размер сбора для стран Таможенного союза будет одинаков", - добавил замминистра.

По словам Рахманова, "утилизационный сбор по сути своей призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который наносит автомобиль". Причина, по которой предполагается ввести сбор, - повышение экологического благополучия российских городов.

Рахманов добавил, что коэффициенты сбора могут привязать не напрямую к объему или мощности мотора, а к размерам выбросов углекислого газа и прочих вредных веществ, что косвенно связано с указанными выше показателями мотора. "Чем больше двигатель, тем больше вредных веществ. Особенно это касается подержанных ввозимых в страну автомобилей, поскольку с возрастом работа нейтрализаторов сходит на нет", - добавил представитель Минпромторга.
Важно, что сбор будет применяться только к машинам, впервые выпускаемым в обращение. Автомобилей, которые уже эксплуатируются на территории стран ТС, сбор не коснется. Ответственность за утилизацию подержанных машин лежит на последнем владельце транспортного средства, который должен будет оплачивать "доставку автомобиля на пункт утилизации и стоимость утилизации, если к тому времени она останется платной", - добавил Рахманов.

По его словам, в течение ближайших 5-7 лет в России планируется организовать утилизационную инфраструктуру. "Известно, что при определенных объемах и глубине переработки утилизация автомобилей становится выгодной", - отметил замминистра.

Определять, когда машине пора в утиль, предлагается с помощью техосмотра. "Если машина не может пройти его и быть отремонтирована либо ее ремонт стоит запредельных денег, то это значит, что она перестает быть автомобилем", - заявил Рахманов.

"Живые" деньги от компаний будут поступать напрямую в бюджет, а оттуда компаниям-утилизаторам, которые предъявят федеральному органу исполнительной власти ПТС с отметкой об уплате сбора или о предоставленной гарантии. "Будут предоставляться субсидии из бюджета с целью развития глубины и степени переработки. Такие компании в России и сегодня есть. Когда система заработает, их станет еще больше", - резюмировал Рахманов.
Величина утилизационного сбора может достигать 600000 рублей, но пока окончательные ставки еще проходят согласование.

Ставки утилизационного сбора

Для каждого класса транспорта министерство разработало свою базовую ставку. Так, для легковушек она составляет 20 тысяч рублей, для коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей планируется на уровне 40 тысяч рублей, для автобусов она может составить 300 тысяч рублей.

В зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля применяются понижающие и повышающие коэффициенты. Для новых легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя коэффициент составит от 0,5 (при объеме двигателя не более 1,5 тысяч куб. см) до 3,6 при объеме двигателя свыше 3,5 тысяч куб. см. Таким образом, для новых легковых машин утилизационный сбор будет от 10 тысяч до 72 тысяч рублей.

Подержанные авто обойдутся гораздо дороже. Для таких машин коэффициенты в зависимости от объема двигателя составят от 2 до 13,5, что соответствует сбору в размере от 40 тысяч до 270 тысяч рублей. Для ряда категорий автомобилей (предположительно, «автохлама» возрастом более 7 лет) допускается введение заградительных коэффициентов от 4,1 до 30,7. Таким образом, для них сборы составят от 82 тысяч до 614 тысяч рублей.

Для новых коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей коэффициент составит: для автомобилей массой до 3,5 тонны – 2,25 (90 тысяч рублей), полной массой от 3,5 до 5 тонн – 3,75 (150 тысяч рублей), полной массой от 5 до 20 тонн – 11,75 (470 тысяч рублей), для автомобилей полной массой свыше 20 тонн, тягачей, внедорожных самосвалов, другой спецтехники – 15 (600 тысяч рублей).

Утилизационный сбор для подержанной коммерческой техники будет формироваться, исходя из коэффициентов от 5 до 37,5 (от 200 тысяч до 1,5 млн рублей) в зависимости от полной массы. Например, для коммерческой техники массой свыше 20 тонн сбор составит 1,5 млн рублей, от 5 до 20 тонн – 700 тысяч рублей, для тягачей – 900 тысяч рублей.

Коэффициент для автобусов применяется в зависимости от длины. Так, при базовой ставке для автобусов в 300 тысяч рублей утилизационный сбор может составить от 150 тысяч до 750 тысяч рублей. К примеру, для автобуса длиной 5–6 метров – 225 тысяч рублей, длиной 7,5–10 метров – 450 тысяч рублей.

Для подержанной автобусной техники утилизационный сбор может варьироваться от 240 тысяч рублей до 1,41 млн рублей.

Минпромторг предлагает ввести в действие соответствующие изменения в закон «Об отходах производства и потребления» с 1 августа 2012 года.


Источник: АвтоКонсалтинг
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2015