В первой половине 2011 года в дорожных авариях погибли 211 водителей в возрасте 16-17 лет, что на 11 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (тогда в ДТП скончались 190 подростоков-автомобилистов). Такие данные приводятся в предварительном отчете Ассоциации дорожной безопасности США (GHSA), составленном на основе статистики смертности в ДТП в 50 американских штатах и округе Колумбия.
Среди водителей 16 лет в ДТП погибли 93 человека (+16 процентов), тогда как среди 17-летних – 118 (+7 процентов). Сколько всего водителей этого возраста насчитывалась в США в первой половине 2011 года, не уточняется.
Больше всего водителей-подростков за полгода погибло в штатах Техас (26 человек) и Северная Каролина (17 человек). В 23 штатах число умерших в ДТП выросло, в 19 штатах – сократилось, в остальных 8 штатах и округе Колумбия – осталось на прежнем уровне.
По мнению аналитиков GHSA, увеличение смертности среди подростков-водителей связано с неэффективной работой системы градации водительских удостоверений (GDL) в некоторых штатах. Этот принцип предполагает получение водителем нескольких промежуточных удостоверений с различными ограничениями до того, как он получит постоянные права. На каждом из них учитывается водительский стаж, возраст и теоретические знания автомобилиста.
Первым штатом, который ввел систему GDL в США в 1996 году, стала Флорида. По мнению авторов документа, за 15 лет эффект от градации водительских удостоверений закончился, как и в некоторых других штатах. Кроме того, в некоторых регионах, где система начала работать только в середине 2000-х годов, она была введена не полностью.
Например, во Флориде существуют три вида водительских прав – для новичков (ездить можно только под наблюдением взрослых), средний уровень (нельзя перевозить пассажиров и ездить по ночам) и полноценное удостоверение. В некоторых штатах средний уровень был исключен, либо ограничения были не такими строгими (например, пассажиров перевозить нельзя только по ночам).
По мнению экспертов GHSA, система градации прав может сновать стать эффективной, если все штаты сделают строже правила для начинающих водителей и увеличат их срок действия. Кроме того, положительно скажется на аварийности среди подростков запрет использования мобильных телефонов во время езды. Сейчас он действует только в 35 штатах.
Сколько всего водителей погибли в первом полугодии 2011 года, пока объявлено не было. В 2010 году в авариях на американских дорогах погибли 32 тысячи 885 человек, в том числе водителей, пассажиров и пешеходов. Такой уровень смертности стал самым низким за 61 год.
На украинских дорогах в 2011 году погибли 4000 человек.