Вчера, 19 декабря, произошло событие, последствия которого еще предстоит дать оценку и современникам и нашим потомкам, так как это была промежуточная точка в движении к цивилизации, к европейскому авторынку, к большим возможностям украинских автозаводов. Имея все шансы подписать соглашение об Ассоциации с ЕС и получить зону свободной торговли с обширным рынком ЕС, Украина умудрилась провалить этот процесс и замкнуться в пределах своих границ, с иллюзорной перспективой торговать свободно только в рамках СНГ. Это даже не просчет политиков, это по сути цивилизационный выбор. Таких стратегических решений в истории Украины было не так уж и много: принятие христианства князем Владимиром, Переяславская Рада при Богдане Хмельницком, позиции властей УНР, провозглашение независимости Украины от СССР.
И в каждый из этих моментов, решения принятые тогда, определяли будущее Украины на долгие годы и столетия. Историки дали свои оценки уже всем эпохальным поворотам прошлого, а вот провал интеграции Украины с ЕС, наверняка отбросит Украину и украинцев на многие годы назад. Мы продолжим стоять в очередях в посольства стран Шенгенской зоны, будем и дальше проходить унизительные контроли в аэропортах и улетать с терминалов, откуда летают самолеты в Африку и Латинскую Америку. Мы не станем вдаваться в политические аспекты такого провала, а остановимся лишь на последствиях для автомобильного рынка.
Украинцы лишились возможности покупать авто без пошлин
Как уже сообщал в интервью AUTO-Consulting участник переговорного процесса Правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Тезиевич Пятницкий, Соглашение с ЕС, в переговорах, о заключении которого участвовал Пятницкий, предусматривает постепенное снижение нынешней 10% пошлины до 0%. Это должно было произойти постепенно, в течение 10 лет. Каждый год минус 1%. Если, к примеру, соглашение вступило бы в силу с 2012 года, то к 2022-му пошлина на автомобили из ЕС была бы 0%.
Параллельно, с того дня, когда данное соглашение вступило бы в силу, не облагался бы пошлиной экспорт украинских автомобилей в страны ЕС. Через 10 лет пошлина на автомобили из ЕС достигла бы 0%, соглашением был предусмотрен дополнительный 5-летний период. В течение 3 лет будет действовать такая же схема защиты украинского рынка, а 2 года Украина сможет повышать пошлину на основании оценки ущерба, нанесенного национальному автопрому. Будет ущерб – пошлину повысят. Если нет – нет. (Формула 10+3+2).
Украинские заводы лишились возможности поставлять авто на экспорт в ЕС без пошлин
Соглашение о зоне свободной торговли с ЕС предусматривало и адекватное снижение пошлин на украинские товары. Как информирует AUTO-Consulting, украинские автозаводы (на сегодня их уже три. Прим. Редактора) имели бы возможность поставлять в страны ЕС без пошлин автомобили. Понятно, что нынешние модели в ЕС не пустили по техническим причинам, несоответствия нормам Евро и т.п. Но автозаводы ЗАЗ, Богдан и Еврокар могли бы заинтересовать тех производителей, которые стремяться на рынки ЕС, организовать производство своих моделей в Украине. А значит, Украина бы получила технологии и рабочие места.
Это могло быть как совместное производство, так и контрактная сборка, когда все права на выпущенную продукцию были бы у заказчика такого производства.
Европейский рынок – второй в мире по величине, наверняка заинтересовал бы потенциальных партнеров, и как знать, возможно, Украина бы отыграла проигрыш России в привлечении автомобильных инвесторов на свою территорию.
По крайней, мере у наших автозаводов был бы шанс выйти на европейский авторынок – там ведь тоже есть спрос на недорогие авто. Тот же АвтоВАЗ продавал и продает в ЕС свои автомобили. Теперь этого шанса уже нет.
Украина лишилась потенциальных автомобильных инвесторов
AUTO-Consulting уже неоднократно поднимал тему полностью проигранной борьбы за привлечение автомобильных инвесторов для строительства автозаводов на нашей территории. Единственный инвестор, который пришел к нам с инвестициями за 20 лет – бала южнокорейская Daewoo, которая инвестировала в СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» раньше, чем первый доллар был вложен в Россию. Но по прошествии 20 лет можно констатировать, что инвестиционную борьбу Украина полностью проиграла России, куда устремились почти все активные автомобильные автокомпании. Более того, мы уже покупаем автомобили Hyundai, Kia, Renault, Volkswagen, выпущенные на новейших автозаводах в России, а скоро будем приобретать и Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Ford, Nissan, Toyota и т.д.
В ответ украинские власти бросились догонять уезжающий поезд, стараясь привлечь Hyundai, который испытывает недостаток в производственных мощностях в Европе, но опять упустила свой шанс.
Обидно, что Украина проиграла не только мощному соседу – России, но и таким странам, как Словакия, Венгрия, Чехия, Румыния и даже Болгария. Там или уже созданы автозаводы, или они в стадии завершения. В этих странах очень небольшие собственные рынка, а решение о строительстве там своих производств было принято из-за возможности поставлять авто без пошлин в страны ЕС.
А теперь представим какой шанс был бы у Украины привлечь инвесторов для строительства автозавода, ориентированного на рынок ЕС, если было бы подписано соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. При прагматичном подходе, Украина могла бы наверстать упущенное, к тому же обладая собственным большим рыном (Украина в 2008 году была на 7-ом месте среди европейских стран по объему авторынка), а также возможностью торговать со странами СНГ, Украина была бы самой привлекательной территорией в Европе, для размещения автозаводов и производителей комплектующих.
Увы, этот шанс также упущен. И это был шанс остаться в числе прогрессивных развитых стран с современным автопроизводством.
Что в замен?
А в замен Украина получила крайне невыгодную для нас зону свободной торговли стран СНГ, где пошлины могут быть введены в любой момент и все будет решаться в чужих судах. Эта зона сделала из Украины рынок сбыта для автомобилей, произведенных в России и даст нам маленький шанс поставлять авто в Россию, но до определенного момента.
Еще немного, и украинцы будут ездить за подержанными авто не в Европу, а в Россию. Такой был цивилизационный выбор 19 декабря 2011 года.