Как ездить в первые скользкие дни без аварий

10:46 09.12.2011
Как ездить в первые скользкие дни без аварий

Первые заморозки водители и мастера по кузовному ремонту на СТО между собой называют не иначе, как «день жестянщика». Причина — двух-трехкратный всплеск аварий на дорогах в этот период. Правда, слово «день» употребляется лишь в календарном смысле, а большая часть ДТП происходит с наступлением сумерек.

В этом году «день жестянщика» наступил вчера, а продолжаться этот «профессиональный праздник», судя по опыту прежних лет, будет как минимум неделю. Мы узнали правила автомобильной безопасности в эти дни.

НЮАНСЫ ЗИМНЕЙ ЕЗДЫ


Обзор. В темное время суток оставляет желать лучшего. Фото: А. Искрицкая

Первая рекомендация — на несколько дней сменить авто на общественный транспорт. Уже к 4-му дню гололеда лихачи на дорогах либо успевают перестроиться под новые условия езды, либо будут ремонтировать машину после ДТП. Однако если ездить нужно, учтите несколько факторов.

ОБЗОР. Снегопад часто сопровождается туманом, но и без этого видимость на дороге снижается в разы. А вечером и того хуже. Нередко видно настолько плохо, что водитель «едет по памяти», вспоминая на ходу о том, где, скажем, главная дорога переходит во второстепенную. Именно поэтому советуем снижать привычную скорость хотя бы на треть — со скоростью 50—70 км/час доехать без приключений легко, а вот условно разрешенная городская скорость в 80 км/час может привести к трагедии.

ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ. Если вы не успели сменить летнюю резину на зимнюю, займитесь этим немедленно. Но даже если машина переобута в соответствующие сезону колеса, советуем учесть то, что тормозной путь уже сократился на треть и дистанцию между вашим и впереди идущим автомобилем лучше увеличить.

ИСКУССТВО ТОРМОЗИТЬ


Тормозной путь. С АБС становится короче на треть

Если летом для того, чтобы остановиться, достаточно нажать на педаль тормоза, то зимой нужно учитывать ряд нюансов.

АВТО С АБС. Торможение осуществляется посредством сильного нажатия на педаль — дальше все сделает электроника. Опасно, когда водитель такого авто из осторожности притормаживает лишь слегка, рискуя тем, что АБС просто включится, колеса пойдут юзом и машина станет неуправляемой.

БЕЗ АБС. На авто старой конструкции перед водителем стоит задача не допустить юза за счет правильной техники торможения. Так, тормозить прерывисто, многократно нажимая и отпуская педаль тормоза (имитация работы АБС). При каждой кратковременной блокировке шины входят в 15-процентное скольжение, которое по сцепным характеристикам с дорожным покрытием является самым эффективным.

ДВИГАТЕЛЕМ. Включение пониженной передачи создает только дополнительный антиблокировочный эффект и ни в коем случае не увеличивает интенсивность торможения. Включая пониженную передачу, водитель еще больше снижает вероятность блокировки ведущих колес при торможении. Если на авто стоит АКПП, тормозить двигателем нужно переключая селектор из положения Drive в положение N.

КАК ВЫВЕСТИ МАШИНУ ИЗ ЗАНОСА


Занос в повороте опасен. Фото: Автоцентр

Неуправляемый занос на скользкой дороге и на большой скорости часто заканчивается аварией с серьезными последствиями. Поэтому лучше занос предотвратить, чем уповать на то, что из него получится выйти с помощью приемов контраварийного вождения — они эффективны только в том случае, если отработаны в течение нескольких часов на площадке. А теоретические знания о том, куда повернуть колеса и как манипулировать с педалями газа и тормоза не помогают — в опасной ситуации решение нужно принять за долю секунды. В связи с этим, приводим несколько практических советов.

1. На переднеприводном авто при входе в поворот снижайте скорость (снимая ногу с педали газа и включая пониженную передачу), а при выходе из него — немного добавляйте. На заднем приводе в случае начала заноса, достаточно просто сбросить газ и вывернуть колеса в сторону поворота.

2. Входя в поворот на скорости выше 40 км в час, ни в коем случае не нажимайте на педаль тормоза — произойдет занос.

3. Если контроль над переднеприводным авто уже потерян, поможет кратковременный сброс газа, после чего нужно газануть и крутнуть рулем в сторону, противоположную заносу, и газануть.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С АВТОСВЕТОМ

Большая часть зимы для автомобилиста проходит в условиях недостаточной видимости. Именно поэтому в законодательстве всех европейских стран существует требование круглые сутки в этот период ездить с включенным ближним светом. И хотя в украинские ПДД водителя делать это не обязывают, советуем ближний свет днем все-таки включать. Во-первых, другими водителям лучше виден ваш автомобиль. Во-вторых, исключается ситуация, когда вы не заметите наступления темного времни суток (звучит странно, но это не редкость — глаз приспосабливается к плавному ухудшению видимости). Также советуем не полениться и уделить своим фарам особое внимание. Дело в том, что если они неотрегулированы, вы будете слепить других водителей — так можно невольно стать виновником аварии. Провести регулировку лучше на СТО (до 50 грн), где есть специальное оборудование. Но можно и самостоятельно, подъехав с включенными фарами к щиту.

Важно, чтобы на вашем автомобиле горели все лампочки (не только головного света, но и поворотники, стопы, габариты, противотуманка) — неисправность любой из них способна привести к аварии, поскольку другой водитель неверно оценит обстановку.

Не забывайте и про правила вежливости: разъезжаясь во дворе, переходите с ближнего света на габариты. Тоже самое касается и случая, когда остановились на подъеме, пропуская автомобиль, поднимающийся наверх.

ОСТОРОЖНО, ПЕШЕХОДЫ!


Скорость. При приближении к зебре нужно снизить. Фото: А. Искрицкая

Наиболее трагичные в эти дни ДТП — с участием пешеходов. Главная причина состоит в том, что их плохо видно: утром, когда люди идут на работу или учебу, на улице еще темно, а вечером, когда направляются к дому, — уже темно. Соответственно, из-за плохой видимости водители часто не видят переходящего дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу человека либо реагируют на него слишком поздно. Кроме того, нередко пешеходы недооценивают опасность и выскакивают на дорогу, а водитель, хотя и нажимает на педаль тормоза, не успевает вовремя остановиться.

СОВЕТ ВОДИТЕЛЯМ. Советуем при приближении к пешеходному переходу, вне зависимости от того, видите ли вы на нем человека или нет, переносить ногу с педали газа на педаль тормоза. В скорости вы не потеряете нисколько, но если на зебре внезапно появится человек, эта доля секунды поможет избежать беды.

СОВЕТ ПЕШЕХОДАМ. Настоятельно рекомендуем (этого же требуют и ПДД) перед тем, как выйти на дорогу, в том числе и на пешеходный переход, убедиться в том, что вы не создадите опасности для движения (выход на дорогу не заставит водителя экстренно принимать меры по предотвращению наезда), а водитель вас видит.

Совет для родителей: приобретите для детей светоотражатели, которые можно прикрепить к одежде. Ребенка при свете фар будет видно вдвое лучше.

Константин Гайзер


Источник: Сегодня.ua
Назад   ·   Вверх   ·   На главную
© InfoCar.ua 2005 - 2024