В Украине началось «великое сокращение поездов»: в ноябре отменят 16 непопулярных (а значит нерентабельных) маршрутов, еще три прекратили движение 30—31 октября, а четыре в сентябре (см. инфографику). Также станут ходить реже — не ежедневно, а через день или 1—3 раза в неделю — еще 13 составов, в том числе три на Москву: №3/4 Киев—Москва, 77/78 Ковель—Москва и 89/90 Жмеринка—Москва. Заметим: отменено примерно 4% поездов, и столько же станут ходить реже.
В «Укрзализныце» новшества объясняют тем, что расписание не менялось с советских времен, тем временем появились маршрутки, стало больше междугородных автобусов, которые увели у них клиентов. «УЗ» провела мониторинг «заселенности», оказалось, что на отменяемых поездах из конца в конец ездят всего 10—12% от общего числа купивших билеты, остальные выходят по пути. Как пример начальник главного пассажирского управления «УЗ» Александр Иванько привел ежедневный поезд 125/126 Дебальцево—Хмельницкий, в котором за 9 месяцев чуть более 6000 пассажиров (4%) ехали из конца в конец, из-за чего затраты Донецкой желдороги на его эксплуатацию окупились лишь на 39,7%. «УЗ» обещает добавить вагонов к поездам на тех направлениях, где с билетами аншлаг. «На смену отмененным придут скоростные межрегиональные экспрессы», — говорит гендиректор «УЗ» Владимир Козак.
При этом в «Укрзализныце» отрицают, что сокращение поездов приведет к сокращению машинистов и проводников — их отправят на скоростные поезда либо переучат на другие железнодорожные специальности.
Скептики говорят, что ликвидация пусть и не очень комфортных и убыточных, но дешевых поездов (с их последующей заменой на скоростные и дорогие экспрессы) будет не совсем справедлива с социальной точки зрения. С другой стороны, наличие убыточных поездов ложится тяжелым грузом на финансы «Укрзализныци», делая неизбежным постоянное повешение цен. Если нерентабельные поезда сократят, это позволит во многом избежать серьезного повышения цен на оставшиеся составы.
У БИЛЕТНЫХ КАСС ЖДУТ НИЖНЮЮ ПОЛКУ. Вчера в Украине началась повагонная продажа билетов — пока в одном вагоне (как купе, СВ или плацкарте) не останется меньше 8 непроданных мест, в следующий вагон такого же класса билеты купить не удастся. «Сегодня» проверила, как работают кассы по новым правилам. «Укрзализныця» сделала это для того, чтобы поезда не ходили полупустыми: если проданы не все билеты, лишние вагоны отцепят и прицепят к поезду, в котором аншлаг. Но учитывая, что нижние места разбирают быстрее чем верхние, появилась «проблема нижней полки»: места есть, но купить их нельзя, потому что они в другом вагоне, который пока закрыт для продажи. Кроме того, 8—10 билетов на вагон остаются в разбивку. Интернет не поможет — система «Є-квиток» теперь работает по такому же принципу.
В столичных кассах из опрошенных нами пассажиров лишь один пенсионер знал о новшестве. «Ну, теперь хороших билетов точно не будет», — говорит мужчина. Правда, ему удалось взять два нижних места до Николаева. Блондинка лет сорока так и не дождалась при нас таких же мест на поезд до Луганска. «Отправляю родителей, они пожилые люди, а места есть только верхние. Кассир говорит, ждите, пока откроется продажа в следующий вагон или берите верхние, поменяетесь. А если нет? Буду ждать, но прямой поезд из Киева всего один, шансов немного», — сокрушается она. Молодые люди, стоящие в очереди, покупали билеты, не выбирая. «Я в командировку, одну ночь на верхней полке — не проблема», — махнул рукой парень.