В субботу вступил в силу новый закон, который избавил водителей от обязанности передавать документы. ГАИ, однако, по-своему трактует нововведения.
В редакции Закона Украины О дорожном движении, которая действовала до вступления изменений, была четко прописана обязанность водителя передавать работнику милиции документы. Однако, ст. 126 КУпАП наказывала автомобилиста в случае, если он не передал или не предъявил права и техпаспорт.
То есть, если вы только показали инспектору документы, но не передали их в руки, то формально вы не выполнили свою обязанность, но наказать вас за это нельзя, поскольку в ваших действиях нет административного проступка.
Тема передачи документов была одна из самых болезненных - на ее почве возникло множество конфликтов, судебных процессов, незаконных задержаний. В итоге был сделан правильный вывод: в ЗУ Про милицию cлово «передавать» заменили выражением «предъявить».
Газета Сегодня пишет, что это противоречит Правилам дорожного движения, в которых пока указано, что водитель обязан именно «передать», а не «предъявить» права, техпаспорт и полис. Поэтому возможны конфликты: инспектор будут ссылаться на ПДД, а водитель на закон. Прав водитель, потому что ПДД ниже по статусу — они утверждаются постановлением Кабмина и являются подзаконным актом. Но это продлится недолго: в заключительных положениях закона указано, что Кабмин обязан привести свои нормативные документы в соответствие с законом, поэтому противоречие скоро устранят.
На сайте Управления ГАИ МВД появился проект изменений в ПДД под номером 1306. Гаишники предлагают сделать такую редакцию правил: «пред’явити, а в разі виникнення підозри щодо підроблення, передати для перевірки документи, зазначені в пункті 2.1».
ГАИ также пошла на другой шаг - в милиции решили трактовать непередачу документов не только по ст. 126 КУпАП, но и как ст. 185 КУпАП - злостное неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции.
Дорожный контроль напоминает, что согласно Конституции, гражданин не может быть привлечен дважды к юридической ответственности за одно правонарушение.
Замначальника ГАИ Киева Опанасенко И.Б., однако, считает, что за неперадачу документов можно писать два штрафа, как по ст. 126 так и по ст. 185.
Трактовка Госавтоинспекцией норм законодательства, было опровергнуто Университетом Драгоманова в лингвистическом выводе которого, прямо указано, что водитель имеет право только предъявить документы, но не передавать их.
МВД отвергает лингвистический вывод Университета Драгоманова и настаивает, что водитель все-таки обязан передавать документы, а не то будет протокол за злостное неповиновение по ст. 185 КУпАП. Об этом Министерство написало в своем обращении на имя Верховной Рады Украины (полный текст здесь).
Как известно согласно ст. 19 Конституции Украины «органи державної влади їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України».
Простыми словами это означает, что у работника милиции должно быть не только право, но и обозначены рамки применения и способ реализации этого права.
Сотрудник ГАИ, как и любой сотрудник милиции, имеет право проверить документы. Но, ни в одном законе Украины не указано, что гаишник во время реализации своего права проверять документы может требовать передать их в руки.
Если же в законах не указано право сотрудника милиции требовать передачи документов в руки или же не указано в процессуальных нормах, что документы проверяются исключительно в руках - то гаишник не может настаивать на том, чтобы водитель передал в руки свои документы.
МВД ссылается на обязанность водителя передавать документы. Тогда, как пишет ДК, ст. 185 должна звучать так: «злостное невыполнение водителем своих законных обязанностей». Такая статья уже есть, и эта ст. 126 КУпАП, которая регламентирует ответственность за непередачу документов.
Однако, ст. 126 старой редакции была написана так, что ответственность наступала только, если водитель отказался предъявить документы. То есть закон хоть и обязывает водителя передавать, но не предполагает за это какого либо наказания, а следовательно - человек не совершает ни одного правонарушения.