Правительство согласовало условия кредитования закупки десяти скоростных электропоездов стоимостью 240 млн. евро. Впрочем, заявленную скорость - до 180 км/ч развить в Украине они не смогут,- к этому не готово полотно, отмечают эксперты. А условия привлечения кредита, по их словам, гораздо хуже аналогичных займов в отрасли.
Как мы ссобщали ранее, Госадминистрация железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») рассматривала возможность в начале декабря 2010 года подписать контракт на поставку 10 скоростных поездов для перевозки гостей Евро-2012.
Как информирует «Коммерсант», договоренность о закупке десяти межрегиональных поездов Hyundai была достигнута на минувшей неделе в ходе переговоров в Южной Корее, рассказал вице-премьер Борис Колесников. Стороны согласовали финансовые условия - проект прокредитует Экспортно-импортный банк Южной Кореи, стоимость контракта составит 240 млн. евро.
«Процентная ставка вместе со страховкой не превысит 4,5% годовых. Кредит выдается под госгарантии сроком на десять лет, с отсрочкой платежа по телу кредита на два года»,- уточнил господин Колесников. Соглашение между сторонами планируется подписать в начале декабря.
Переговоры с Hyundai Corp. велись с 2009 года. Корпорация производит двухсистемные электропоезда, что актуально для Украины, где половина железных дорог электрифицирована постоянным, а половина - переменным током. Поезд способен развивать скорость до 180 км/ч, и рассчитан на 400 мест. Составы планируется использовать для сообщения между городами, в которых пройдут матчи Евро-2012,- Киевом, Харьковом, Львовом и Донецком.
До сих пор главным вопросом в переговорах был финансовый - «Укрзализныця» (УЗ) искала производителя, готового предложить механизм кредитования проекта, говорил ранее гендиректор госмонополии Михаил Костюк.
Начальник управления финансовых услуг Укрсоцбанка Эрик Найман называет привлекаемый кредит достаточно дорогим: «Учитывая, что это целевой кредит и Украина эти средства не увидит, а получит поезда, правительство могло бы добиться и меньшей процентной ставки - 2-2,5% годовых». Он также напомнил, что несколько лет назад Японский банк международного сотрудничества финансировал строительство терминала в аэропорту «Борисполь» на гораздо лучших условиях - аэропорт получил около $171,7 млн. на 30 лет под 1,5% годовых.
Правительства также договорились об открытии производства Hyundai в Украине, рассказал Борис Колесников. Он уточнил, что завод, на котором планируется произвести около 90 составов, еще не выбран. Комментарий Hyundai вчера получить не удалось. «Укрзализныця» в течение двух дней не предоставила комментарии.
Пока неясно, как «Укрзализныця» будет выплачивать кредит. Пассажирские перевозки ежегодно приносят госмонополии убытки до 5 млрд. грн. По мнению руководителя аналитического отдела «Менеджмент консалтинг групп» (консультирует УЗ) Дмитрия Подтуркина, «Укрзализныця» будет вынуждена повышать тарифы. Он приводит пример «Российских железных дорог»: стоимость проезда по маршруту Москва-Санкт-Петербург (около 700 км) составляет 5-7 тыс. руб. ($160-225). Это сопоставимо с ценой авиаперелетов, а конкурировать с воздушным транспортом УЗ будет сложно, считает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.
Эксперты сомневаются и в целесообразности закупок скоростных поездов для Украины на сегодняшний день. «УЗ в ближайшие десять лет не преодолеет порог максимальной скорости в 160 км/ч. На большую не рассчитано железнодорожное полотно. Гораздо дешевле - примерно в два раза - использовать отечественный подвижной состав»,- говорит госпожа Кава.