Стремительное падение курса евро оживило продажи в автосалонах, где цены привязаны к евро. Так, еще 2 месяца назад популярный в Украине внедорожник обходился покупателю в 750000 грн, то уже на этой неделе его можно было купить за 600000 грн.
Такое удешевление не осталось не замеченным покупателями, и в салоны официальных дилеров устремились покупатели. Но резкая девальвация евро одновременно рушит весь экономический фундамент под «серым» импортом. Ведь «серые» дилеры закупают авто преимущественно в США, либо странах Ближнего Востока, где цены номинированы в долларах. Если при курсе 1,5 евро к $, такие операции сулили существенное ценовое преимущество на украинском рынке, то при снижении курса к отметке 1,2, тот же внедорожник, обойдется покупателю в 671000 грн., в то время, как у «официалов» он будет за 600000 грн.
«Серый» рынок рискует получить новый кризис, последствия которого будут гораздо масштабнее, чем кризис снижения продаж 2008-2009 гг. Альтернативные операторы могут опять «зависнуть» с машинами, но на сей раз, их цена будет не ниже, а выше официальной. И главное, что обойти этот процесс уже никак нельзя.
Если прошлый кризис бил по всем операторам в одинаковой мере и его пережили далеко не все «серые» дилеры, то курсовой кризис «убивает» саму экономику «серого» рынка, на чем он собственно держался.
На рынке всегда были покупатели, которые ради экономии в несколько процентов, готовы были закрыть глаза на статус автомобиля, на его происхождение, и на сервис неофициалов. В борьбе за потребителя главным «орудием» была разница в цене. А если ее нет? …
В новейших условиях «серым» дилерам остается только делать ставку на те модели, которых нет в официальной продаже в Украине, дабы не вступать в открытое ценовое сражение. «Серые» операторы за последнее время и так снизили активность в некогда хитовых направлениях, таких как Toyota Prado, Lexus GX, Lexus LX, Infiniti FX, Honda Pilot, Honda CR-V. Как уже писал AUTO-Consulting, Кабмин чуть было не сделал «Сталинград для «серого» рынка», но похоже, что он не пригодится.
Сейчас альтернативным операторам придется оставить сегмент BMW, Mercedes-Benz, Audi, а сконцентрироваться на нишевых машинах, не доступных в официальной сети.
Похоже, что обвал евро окончательно сделает то, чего так долго добивались официальные автоимпортеры – вытеснит «серый» рынок в узкие ниши рынка, где они не составляют особой конкуренции. И это без единого нормативного документа.