Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект №6337 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно налогообложения)». За соответствующее решение проголосовали 240 депутатов из 395 зарегистрированных в зале, информирует www.rbc.ua.
В 2009 г., сравнительно с предыдущим годом, потребление бензинов уменьшилось на 10%, при этом, доля произведенного в Украине товара выросла с 61% до 71%, тогда как доля импорта уменьшилась с 44% до 36%. Отмеченное свидетельствует об ориентации потребления бензинов на продукцию внутреннего производства. Следует отметить, что доля акциза в цене бензинов в Украине на сегодня составляет 11% (в Белоруссии - 25%, в Литве - 43%, Польше - 54%).
По информации ГНА структура цены свидетельствует о том, что удельный вес сырья и оплаты труда с начислениями является стабильным. Цена на сырье, оплату труда и конечный продукт увеличивается пропорционально в зависимости от инфляционных процессов, тогда как удельный вес суммы налогов (налог на прибыль, НДС, акцизный сбор) уменьшается. В 2009 г. нефтеперерабатывающие компании в составе валовых расходов задекларировали 86% затрат на приобретение товаров, работ, услуг. Такой высокий процент обусловлен применением схем минимизации с использованием ряда посредников с целью увеличения стоимости сырья в 2 и более раз. Это свидетельствует о значительном финансовом ресурсе уплаты налога за увеличенными ставками без повышения цены конечного потребления.
Таким образом, увеличение суммы акцизного сбора на 50 коп. на 1 л бензина можно осуществить без роста розничных цен. При этом удельный вес акциза в себестоимости бензинов увеличится на 7,5 процентных пункта (с 13,2% до 20,7%). Кроме того, предлагается увеличить ставку налога с 110 евро до 200 евро за 1 тыс. кг на супербензины с октановым числом 98 и больше.
Также, законопроектом предусмотрена ликвидация схемы уклонения от уплаты налога с нефтепродуктов. В последнее время некоторые компании начали производство компонентов бензина (легких дистиллятов), которые облагаются налогом по ставке 20 евро за 1 тыс. кг. Через сеть посредников эти продукты реализуются на автозаправочных станциях под видом бензинов. Минимизация налога составляет 90 евро за 1 тыс. кг. Проектом предусмотрено установление ставки акцизного сбора на другие легкие дистилляты и другие специальные бензины на уровне ставки на моторные бензины.
Законопроектом предусмотрено изменить базовую цену нефти, которая применяется при исчислении корректирующего коэффициента к ставкам рентной платы за нефть и газовый конденсат, с 100 долл. на 560 грн за барр., с целью приведения ее в соответствие с мировыми ценами. Ко второму чтению законопроект будет подготовлен по сокращенной процедуре.
Вполне вероятно, что повышение акциза на бензин будет значить, что вырастут цены и на продукты, ведь возрастет и стоимость их доставки. Акцизы на автобензины планируется повысить с нынешних 110 до 172 евро за тонну. А акциз на бензин А-98 будет увеличен до 200 евро за тонну. Такова «борьба против роскоши» по-украински. Если переводить все в родные украинцам гривны, то получится, что бензины подорожают на 60 копеек. А-98 подорожает на 1 гривну. Хотя пока не идет речь о подъеме акциза на дизельное топливо, эксперты опасаются, что цены на дизтполиво все же возрастут. Трейдеры будут таким образом пытаться переложить на «солярку» часть подорожания с тем, чтобы не слишком поднимать цену на бензин. В случае этого возрастет стоимость продуктов питания, ведь во время сбора урожая дизельное топливо весьма востребовано.
Так же, как и с подорожанием табака и алкоголя - выбирать менее качественный и не всегда легальный товар. Так, у бензинов марки А-92 и А-95 есть более дешевые и худшие по качеству аналоги - компоненты КБ-92 и КБ-95. Притом, в Украине эти аналоги изготавливаются не всегда легально. Разница в акцизах этих аналогов с бензинами А-92 иА-95 весьма существенна. Эксперты не исключают, что на ряде АЗС КБ-92 и Кб-95 будут продаваться как А-92 и А-95. Это позволит «теневикам» получить существенную прибыль - свыше 150 евро с тонны бензина. И это притом, что еще в феврале 2010 года Госпотребстандарт отменил технические условия на производство компонентов КБ-92 и КБ-95. «Во исполнение поручения правительства комитет отменил ТУ на компоненты автомобильных бензинов, которые, по сути, являются полуфабрикатом, а не конечным продуктом», - сказала тогда глава Госпотребстандарта Лариса Лосюк. И тем не менее, в марте-апреле КБ-92 и КБ-95 продолжали выпускаться.