
2009-й год побил все рекорды по наибольшему спаду автомобильного рынка в Украине. В прошлом году было реализовано более 162 тыс. новых автомобилей, что на 74% меньше по сравнению с объемом продаж 2008-го года. В рейтинге общего объема рынка реализации новых авто среди европейских стран по итогам 2009-го года Украина опустилась на 7 позиций.
Итоги: Украина в разрезе европейского авторынка 2009-го года
В общем европейском рейтинге по итогам 2009-го рынок Украины занял 14-е место: выше – со значительным отрывом - разместились автомобильные рынки Бельгии, Нидерландов, Польши и Швеции. По итогам годового объема продаж рынок Украины сопоставим с рынками Чехии и Португалии, при этом численность населения Украины более чем в 4 раза (!) превышает население каждой из данных двух стран. Очевидно, что обвал рынка в Украине - один из наибольших как в странах Западной, так и Восточной Европы (больший спад авторынка зафиксирован только в Исландии (-78%) и Латвии (-80%)). Рынок России, например, сократился на 48%, а Польша удержала объемы продаж на уровне 2008-го года.
Автомобильный рынок Украины упал до уровня 2003-го года, по итогам которого было реализовано почти 155 тыс. автомобилей.
| 
 
  | 
 Объем рынка реализации новых автомобилей  | 
 2009  | 
 2008  | 
 Динамика  | 
| 
 1  | 
 Германия  | 
 3 807 175  | 
 3 090 040  | 
 +23,2  | 
| 
 2  | 
 Франция  | 
 2 268 671  | 
 2 050 282  | 
 +10,7  | 
| 
 3  | 
 Италия  | 
 2 158 010  | 
 2 161 682  | 
 -0,2  | 
| 
 4  | 
 Великобритания  | 
 1 994 999  | 
 2 131 795  | 
 -6,4  | 
| 
 5  | 
 Россия  | 
 1 460 000  | 
 2 840 000  | 
 -48,6  | 
| 
 6  | 
 Испания  | 
 952 772  | 
 1 161 176  | 
 -17,9  | 
| 
 7  | 
 Бельгия  | 
 476 194  | 
 535 947  | 
 -11,1  | 
| 
 8  | 
 Нидерланды  | 
 387 679  | 
 499 918  | 
 -22,5  | 
| 
 9  | 
 Польша  | 
 320 119  | 
 319 922  | 
 +0,1  | 
| 
 10  | 
 Австрия  | 
 319 403  | 
 293 697  | 
 +8,8  | 
| 
 11  | 
 Швейцария  | 
 264 798  | 
 288 557  | 
 -8,2  | 
| 
 12  | 
 Греция  | 
 220 548  | 
 267 242  | 
 -17,5  | 
| 
 13  | 
 Швеция  | 
 213 408  | 
 253 982  | 
 -16,0  | 
| 
 14  | 
 УКРАИНА  | 
 162 291  | 
 623 252  | 
 -74,0  | 
| 
 15  | 
 Чехия  | 
 161 659  | 
 143 661  | 
 +12,5  | 
| 
 16  | 
 Португалия  | 
 160 996  | 
 213 389  | 
 -24,6  | 
| 
 17  | 
 Румыния  | 
 115 979  | 
 285 489  | 
 -59,4  | 
| 
 18  | 
 Дания  | 
 112 271  | 
 150 197  | 
 -25,3  | 
| 
 19  | 
 Норвегия  | 
 98 675  | 
 110 617  | 
 -10,8  | 
| 
 20  | 
 Финляндия  | 
 90 574  | 
 139 669  | 
 -35,2  | 
Итоги и перспективы: внутренний рынок
Кризисные явления, которые охватили почти все сферы экономической деятельности, повлияли на перераспределение структуры продаж новых легковых автомобилей в региональном разрезе. Из-за особой чувствительности объемообразующих предприятий Восточного региона к кризисным реалиям, почти все области данного региона потеряли свою долю на внутреннем рынке Украины (исключение – Харьковская обл., доля которой увеличилась на 0,5%). Наибольшее падение доли продемонстрировали Днепропетровская и Донецкая области. В тоже время, Южный регион Украины, как в целом, так и по отдельным областям, демонстрировал рост доли. Доля Западного региона в 2009-м году сопоставима с долей 2008-го года.
Почти во всех ценовых сегментах в 2009-м году наблюдался небольшой рост доли по сравнению с предыдущим годом, несмотря на экономический кризис. Сокращение автокредитования, сокращение доходов населения и покупательской способности, рост гривневых эквивалентов цен – все это повлияло на один из самых объемообразующих ценовых сегментов на рынке, а именно на сегмент 6,5-10 тыс. евро. В данном сегменте существенного перераспределения продаж в сторону дешевых автомобилей так и не произошло! Основная причина уменьшения сегмента - практически полное отсутствие автокредитования (в 2009-м году средняя доля кредитных продаж на автомобильном рынке была на уровне 5%, а в 2008-м году данный показатель по отдельным брендам доходил до 45% от общих продаж бренда).
После распродажи складов 2008/2009-го годов дилерами, на рынке появятся автомобили 2010-го года производства, цены на которые существенно вырастут в гривневом эквиваленте. Данный факт, в свою очередь, повлияет на объемы продаж на рынке новых легковых автомобилей. Импортеры и дилеры, которые обладают складом автомобилей предыдущего модельного года, смогут удержать и нарастить свою долю на рынке в первом квартале 2010-го года по сравнению с автодилерами, которые будут реализовывать новые автомобили по новым ценам.
В целом, необходимо отметить серьезный потенциал украинского автомобильного рынка, поскольку количество автомобилей на 1000 жителей остается невысоким по сравнению со странами с сопоставимым уровнем экономики . Поэтому выход из кризиса и рост украинской экономики будет означать реализацию перспектив автомобильного рынка.
Оживление автомобильного рынка в 2010-м году будет зависеть от развития кредитования. Лидеры рынка уже разработали новые кредитные программы: компания «Торговый дом «НИКО» предлагает приобрести автомобиль Mitsubishi в официальной дилерской сети, воспользовавшись специальной Программой кредитования Mitsubishi. Главная цель Программы – предоставить покупателям максимально выгодные условия для приобретения автомобиля Mitsubishi.
Неизменными основными преимуществами Программы кредитования Mitsubishi являются:
Детальные условия и перечень партнеров кредитования можно узнать в салонах официальных дилеров и на сайте www.mitsubishi-motors.com.ua в разделе Кредит.