Ценовая ситуация, которая сформировалась на автомобильном рынке, все больше подталкивает украинцев к выбору подержанных авто. Если по итогам июля продажи новых автомобилей сократились на 78%, то спад активности на рынке бу составил 28%.
Главным фактором, позволившим рынку бу минимизировать спад – стала ценовая гибкость. Потребители, если не «тянут» на дорогое авто, просто выбирают более старое. Операторы же рынка новых автомобилей имеют предел, ниже которого «падать» уже не могут. Рынок подержанных автомобилей в 2009 году почти в 2 раза превышает оборот с новыми авто. В июле был зафиксирован самый большой спад по сравнению с прошлым годом (-28,4%), что обусловлено активизацией рынка новых авто. Именно в июле многие дилеры начали привлекать в салоны существенными скидками и распродажами. Продавцы подержанных авто таким масштабным рекламным кампаниям могли противопоставить только цену, но ее пока не торопятся сильно снижать.
Между тем предпочтения украинцев ны рынке подержанных автомобилей сильно изменились за последний год. Так, сейчас особым спросом пользуются внедорожники, которых кризис почти не коснулся (-5%). Подорожавшие новые SUV становятся все более недосягаемыми, а вот 2-3-летний внедорожник за нормальные деньги найти еще возможно.
В июле покупатели отдавали предпочтения престижным off-road. Так, продажи Toyota Land Cruiser Prado, BMW X5, Mazda CX-7, Volkswagen Touareg оказались даже больше, чем год назад. При этом, спросом пользуются именно «свежие» автомобили таких моделей. Довольно популярен и Hyundai Tucson, который разошелся на 41% лучше. Схожие тенденции заметны и в сегменте полноприводных пикапов.
Кризис не затронул и 2-3 летние самые продаваемые модели. Так, продажи Mitsubishi Lancer, Chevrolet Aveo возросли на 300% и по объему уже соизмеримы с продажами новых автомобилей.
Довольно популярны на рынке и подержанные Dacia Logan, Hyundai Getz, Daewoo Nexia, для которых кризиса как не бывало. Наиболее популярным автомобилем остается ВАЗ-2106, а среди иномарок - Daewoo Lanos 2006 г.в, но очень близкие показатели у Daewoo Sens и Chevrolet Aveo.
Отметим, что ВАЗовская продукция постепенно теряет рынок и в июле на нее пришлось 30% всех продаж, тогда как еще год назад авто с ладьей выбирали 34%. Daewoo пока прочно удерживает второе место, но буквально в нескольких шагах – Volkswagen. Украинские потребители давно испытывали любовь к немецким авто, но такая популярность Volkswagen – это большое достижение.
В AUTO-Consulting отмечают, что пока на рынке не наблюдается рост числа «залоговых» авто. Такие машины есть, но их процент в июле даже снизился. По оценкам аналитиков, увеличения предложения бывших кредитных авто стоит ожидать уже осенью, но учитывая продолжительность процедуры судебных процессов, какой-либо заметной роли на рынке они пока не играют. Намного больше влияние так называемых «частных» машин, по которым хозяива могут регулировать величину скидки.
Конкуренция с новым рынком в дальнейшем продолжит обостряться. В то время, как новые автомобили начнут дорожать, с каждой новой партией, покупатели все чаще начнут искать альтернативы на рынке бу. Уже сейчас только сегмент авто до 7 лет превышает рынок новых авто, а ведь еще год назад он уступал ему почти в 3 раза.