После 4 лет неприрывного наступления на украинский авторынок, в 2009 году китайские автопроизводители ослабили свой натиск, кое-где отступили и заняли «оборону». Еще до кризиса было ясно, что ряд китайских брэндов сойдет с рынка, так как они не нашли отклика в украинских сердцах. Первым покинул украинский рынок BAW, следом за ним ушел Brilliance, затем настал черед BYD, Soueast.
Исход с рынка мелких производителей был еще более массовым и исчислялся десятком брэндов. На начало 2009 года в Украине уверенные позиции занимали Chery, Geely, Great Wall, Lifan, Chana, Groz-Dadi.
В 2008 году китайские автопроизводители нарастили свою долю в Украине до 7,5% рынка легковых автомобилей, увеличив ее за последний год почти на 2%. Такие темпы прироста уже не позволяют говорить, об экспансии китайских авто в Украине. Скорее идет планомерная работа с рынком, где «китайцы» смогли отвоевать у российско-корейских конкурентов небольшую долю. Всего же за 4 года активного продвижения китайских автомобилей, по данным AUTO-Consulting , украинцы купили 77837 легковых автомобилей китайских производителей. Это не так уж и много, на фоне общих продаж. В 2008 году «китайцы» и вовсе потеряли в росте и лишь в последние месяцы года, когда проходили акции и распродажи, смогли отвоевать у конкурентов убегающих клиентов.
В 1 квартале 2009 года стало понятно, что часть проектов по китайским автомобилям необходимо закрывать. Они пользовались спросом только во время распродаж, а стоит завезти новую партию авто по новому курсу, да еще и растаможить с учетом 13%-ой надбавки, как спрос моментально сойдет на нет.
Первый квартал показал, что лишь немногие брэнды смогут сохраниться на обвалившемся на 70% рынке. Если в былые годы продажи экзотических «китайцев» держались на волне общего ажиотажа, то сейчас все большее влияние приобретает прагматичный рассчет. И хотя потребители еще не так тщательно выбирают покупку, как в начале 2000-х, но и рассчитывать на шальные покупки, или кредитные программы с нулевым взносом также не приходится.
Трудные 3 месяца 2009 года показали, что своего потребителя нашли Chery, Geely и Great Wall. Акции и распродажи поддерживали спрос на Chana, Landwind, Groz-Dadi, а остальные буквально распродавались.
Украинские дистрибьюторы ведут трудные переговоры с китайскими производителями, пытаясь получить выгодные условия, с учетом новых реалий. Но не для всех они будут успешными. Можно с уверенностью сказать, что на рынке точно остаются Chery и Geely, а вот по остальным брэндам пока вопрос открыт.
Как нам сообщили в Корпорации «АИС» в 2009 году планируют рализовать 5563 автомобиля Geely, из которых 1953 штуки уже продано. В 2009 году модельный ряд Geely в Украине пополнится двумя новыми моделями: хэтчбеком MK-2 и новой рестайлинговой моделью уже известного седана СК – CK-2. Сегодня эти автомобили проходят сертификационные испытания и уже в июне-июле станут на конвейер Кременчугского автосборочного завода (КрАСЗ). Цены на модели формируются и будут известны к старту продаж. Ориентировочно, их уровень будет соответствовать ценникам на модели МК и CK.
Модель МК-2 будет предлагаться в трех комплектациях. В базовой версии хэтчбек предлагается c противотуманными фарами, легкосплавными дисками, функцией регулировки сидений, центральным замком с ДУ, электрорегулировкой зеркал, обогревом зеркал и заднего стекла, Hi-Fi CD+mp3-системой с 6 динамиками, кондиционером, электростеклоподъемниками, системами ABS+EBD и противоугонной системой. Geely МК-2 будет предлагаться с полуторалитровым 92-сильным бензиновым двигателем.
Модель СК-2 также будет предлагаться в трех комплектациях с 1,5-литровым двигателем мощностью 92 л.с.. Базовая версия будет включать: кондиционер, гидроусилитель руля, противотуманные фары, легкосплавные диски, функция регулировки сидений, центральный замок с ДУ, электрорегулировка зеркал, обогрев зеркал и заднего стекла, электростеклоподъемники.
Chery также порадует новинками. Ожидается выход на рынок новой модели А3, которую уже показывали в Украине. С появлением данной модели Chery планирует выйти в новый для себя ценовой сегмент и составить конкуренцию корейским конкурентам. Chery A3 будет предлагаться с двигателями с рабочим объемом 1.6л или 1.8л. В обоих версиях автомобиль комплектуется 5-ступенчатой механической трансмиссией. В будущем планируется представить Chery A3 с двигателем 1.8л. и бесступенчатым вариатором и люксовой версии с 2.0-литровым двигателем с 4-ступенчатой АКПП.
О перспективах данного брэнда говорит и тот факт, что начиная с 6 апреля, автомобили Chery в Украине получили серьезное преимущество – увеличенную гарантию до 3 лет или 100 000 км пробега на все модели автомобилей, приобретенных с начала 2009 года. Этим нововведением компания CA Automotive демонстрирует лояльность к своим клиентам и уверенность в предлагаемом товаре.
А вот перспективы у третьего по величине продаж в Украине производителя – Great Wall Motors пока туманны. В пресс-службе дистрибьютора Great Wall в Украине – компании «Атлант-М. Китайские автомобили» нам сообщили, что они продолжают оставаться эксклюзивным представителем Great Wall, но работают исключительно со стоковыми автомобилями, импортированными ранее. Их хватит еще на 2-3 месяца торговли.
Новые поставки авто пока под вопросом, поскольку ведутся согласовательные переговоры о ценовой политике. Great Wall на родине успешно продает «малолитражки» GW Peri, минивэн Coutry и презентовал обновленный Hover H3. Но появится ли эти модели в Украине, пока под вопросом.
Аналогичную позицию сейчас занимают импортеры и в отношении других китайских брэндов второго эшелона. В дистрибьюторской компании CA Automotive утверждают, что остаются импортером ZX Landmark в Украине. В торговой сети есть автомобили, мы выполняем все обязательства перед нашими клиентами по обслуживанию приобретенных автомобилей. Будущее этого бренда в Украине будет зависеть от ситуации в на рынке автомобилей. Аналогично смотрят на перспективы и в других компаниях. Формально, они остаются в правах дистрибьютора, но ситуация на рынке слишком тяжелая, чтобы планировать большие инвестиции в китайские брэнды.
Таким образом, первую волну китайской экспансии можно считать оконченной. «Китайцы» прочувствовали рынок, украинцы разобрались кто есть кто, операторы выбрали самые сильные позиции, сократив инвестиции в «трудные» направления. В ближайшее время рынок покинет несколько производителей второго эшелона, а также произойдет смена прав на дистрибуцию.
Сейчас «китайцы» отступят, чтобы дать рынку опять восстановится и быть готовым воспринять вторую волну экспансии. Скорее всего она уже будет вестись силами самих китайских производителей, которые отправятся на завоевание Европы. Как в X веке Киевская Русь сдерживала натиск татаро-монголов, оберегая Европу от завоевания, так и сейчас Украина, на пару с Россией и Белоруссией воспринимает первые атаки китайских автопроизводителей в направлении экспорта. "Китайцы" отступили. Европа пока может быть спокойно.