Банки начнут требовать от страховых компаний перевода средств, рассчитанных на возмещение ущерба при ДТП и на погашение кредитов.
В условиях кризиса, банки начали вспоминать о таких приемах получения денег, которые ранее не применялись. В договорах страхования залога давно существовал пункт о том, что банк может потребовать перевода суммы страхового возмещения в качестве погашения кредита заемщика. Однако, ранее этот механизм не использовался. Теперь же, когда случаи невозвращения кредитов участились, банки могут потребовать со страховых компаний те средства, которые должен получить заемщик по страховке в случае ДТП или в любом другом страховом случае.
В данной ситуации страховые компании оказались меж двух огней. С одной стороны - страховщики получают все больше жалоб на то, что выплаты страховки все чаще задерживаются, а ее сумма не соответствует реальному ущербу и сумме, которую требует СТО за ремонт автомобиля. И здесь нельзя не заметить той выгоды, которую могут извлечь страховые компании в сложившейся ситуации. Дело в том, что в последнее время произошло подорожание как импортных запчастей, так и услуг СТО по восстановлению поврежденного автомобиля. Этот фактор не учитывается страховыми компаниями при расчете ущерба, поскольку подорожание не учитывалось при составлении страхового тарифа. Кроме того, если страховой компании придется передавать страховку банку, то она вполне может занизить сумму возмещения, в расчете на то, что банки не будут особо вникать в тонкости процедуры оценки ущерба. С другой стороны - подобные меры могут возмутить клиентов и вызвать кризис доверия к страховым компаниям.
Что же касается заемщиков, то для них данная процедура имеет как свои минусы, так и плюсы. К положительным сторонам можно отнести то, что у заемщика уменьшается задолженность по кредитам. Обратная сторона этой медали состоит в том, что стоимость залога также уменьшается, ведь автолюбителю приходится искать средства на дорогостоящий ремонт собственными силами, ну или ездить с «боевыми шрамами». Самое страшное для заемщика/пострадавшего в ДТП заключается в том, что он даже не имеет выбора. Банк принимает решение о переводе средств страховки на погашение кредита самостоятельно, но при условии, что он обозначен выгодополучателем в страховом договоре.
Впрочем, страховщики тоже не в восторге от таких мер, несмотря на все выгоды, однако повлиять, каким бы то ни было, образом они не могут. Последнее слово остается за банком. Страховщики указывают на то, что банки прибегают к подобным приемам только в случае больших убытков. «Сказать, что это массовое явление, нельзя. Предполагаю, что возможной причиной такого поведения банков может быть желание таким образом гарантировать погашение кредита со стороны заемщика, поскольку сейчас имеют место случаи невозвратов со стороны заемщиков кредитов, и количество таких случаев будет увеличиваться», зампред СК «Нова» Светлана Кадукова.