После того, как в силу вступили новые штрафы, многие лихачи стали «тише воды, ниже травы». На дорогах значительно уменьшилось количество пробок, дорожные знаки стали заметнее, а штрафы, собранные с водителей-нарушителей пополняют государственный и городские бюджеты.
Однако, сами народные депутаты, ратующие за порядок на дорогах, не стали более «правилопослушними». Как оказалось, в МВД имеется инструкция деятельности подразделений ДПС ГАИ. Ее 22-й пункт рассказывает о «построении взаимоотношений» работников ДПС с участниками дорожного движения.
А вот интерес вызывает подпункт 22.11 – «Особенности взаимоотношений с народными депутатами Украины, судьями, работниками органов прокуратуры, которые являются участниками дорожного движения». Так, привлекаться к административной ответственности за нарушение ПДД народный избранник может только в судебном порядке. Инспектор ГАИ не имеет права на месте вручить VIP-нарушителю постановление на уплату штрафа. А меры наказания не могут быть связаны с задержанием или арестом неприкасаемого.
Даже если народный депутат едет за рулем «под мухой», ему можно лишь предложить (!) прекратить управление транспортным средством. Отвезти на медицинскую экспертизу можно попробовать только при его согласии. В таких случаях полагается в присутствии двух свидетелей составить протокол, где подробно расписать ситуацию. Ну, а дальше чиновнику, опять же «вежливо предлагают» воспользоваться услугами такси, попутки или вызвать водителя. Ни задерживать, ни досматривать машину или вещи нельзя. Сотрудник ГАИ должен сообщить об инциденте командиру подразделения и действовать согласно его решению. Командиру же полагается вызвать на место выявления нарушения представителя организации, в которой трудится нарушитель. В общем, мороки много, как говорят «не для прессы», правоохранители. Проще отпустить с миром или сопроводить домой.
Кроме депутатов, судей и прокуроров, похожими привилегиями пользуются дипломаты. В частности, документ гласит, что если своим нарушением машина с дипломатическими номерами никому не помешала, инспектор должен учитывать, что водитель, вероятно, выполняет срочное задание посла. В таких случаях гаишнику следует зафиксировать нарушение и сообщить об этом своему руководству.
В статистике оштрафованных нарушителей ПДД на сегодня непременно присутствует отметка: сколько поймано «водителей престижных автомобилей». Если не все, то каждый второй или третий избранник народа считает своим долгом рассуждать перед телекамерами о том, как нехорошо нарушать. В том числе, и правила движения. В то же время в повседневной жизни некоторые из них думают, что неприкосновенность дает «зеленый свет», даже если на светофоре горит красный.
Своеобразным решением проблемы могут стать системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений. Они должны исключить чиновничий и человеческий фактор. Даже если водитель имеет связи и возможности «открутиться», процедура будет уже более хлопотной.