Появились данные о продажах автомобилей в странах Европы. В декабре спад продолжился (-17,8%), хотя по сравнению с удручающими ноябрьскими показателями (-25%) уже не выглядит так зловеще. Но в Западной Европе дела по-прежнему обстоят хуже – там спад – 18,9%.
Если в отдельных странах удалось преломить ситуацию и даже выйти на рост продаж, то в Испании по-прежнему –50%, в Великобритании –21%, в Италии – 13%, во Франции –15%. На ключевом рынке Герамнии был зафиксирован небольшой спад –6,6%. В России также был спад в 10%. В Украине также недосчитались 16%, но продажи были лучше чем в ноябре.
В Восточной Европе в декабре ситуация неоднародна. Так, в Польше был зафиксирован рост спроса на 11%, в Словакии +20,8%. Чехия пребывала в стагнации, а на всех остальных рынках был спад. Страны Прибалтики дружно «упали» на –40-57%. Большой спад в Румынии –22%, а в Болгарии уже нет 40% рынка.
В ЕС по-прежнему обеспокоены развитием кризисных явлений, но активно ищут способы их победить. Торможение ключевых рынков говорит о том, что кризис в автобизнесе еще не закончил свои негативные влияния. Прогнозы на будущее пока не утешительные, но уже не сулят апокалипсис. В 1 квартале спад на ключевых рынках продолжится, и его величина будет зависеть от усилий властей по преодолению кризисных явлений в экономике. К примеру, Германия намерена стимулировать продавать б-у автомобили дополнительными премиями таким продавцам в размере 2,5 тыс. евро. Франция будет поддерживать финансовый сектор, чтобы он не прекращал кредитование и целево поможет автопроизводителям.
В Испании пока нет четких планов по выходу из кризиса, который затронул сектор недвижимости и тянет за собой все остальные сферы. В Великобритании будут точечно помогать автопроизводителям, по симу эффект будет не такой значительный.
Наиболее протекционистские действия по защите своего рынка предприняла Россия. Здесь не только повысили пошлины для иномарок и выделили кредиты автопроизводителям (правда только истинно российским), но и намерены закупать за бюджетные деньги только автомобили российских заводов. Государство будет датировать половину кредитной ставки при покупке российских машин, а также бесплатно доставит эти машины на Дальний Восток. Такой комплекс действий позволит по мнению российских властей приведет к сохранению объемов производства внутри РФ, но общий рынок ожидает спад в 19%.
В Украине в 2008 году зафиксирован рекорд – 623 тыс. автомобилей, но положение Украины на европейской арене не изменилось – то же 7-е место, как и год назад. Шансов подняться на 6-е место Испании с продажами более 1 млн. в год нет даже теоретически. Хотя еще в начале 2008 года они еще были. Уже в следующем году Украина может утратить и 7-е место, уступив его более стабильной Бельгии. Но все будет зависеть от экономической ситуации, и быстротечности кризиса в обеих странах.
Даже предварительные прогнозы на 1 квартал 2009 года для Украины не утешительные. Спад продаж составит 30-40%, с ростом до 50% к концу квартала, а дальше…Уже сейчас в отдельных областях Украины фиксируют снижение продаж на 40-60%, притом это объемообразующие области и это тревожный сигнал. Украинские власти вначале подготовили план спасения автопрома, провели его через Верховную Раду, но после «вето» Президента ситуация выглядит абсолютно нелогично. Получается, что защищать рынок власти взялись с помощью повышения акцизного сбора на все автомобили, дифференцировав их по мере роста объема двигателя. В дополнение дополнительную нагрузку возложили на покупателя, увеличив налог с владельцев транспортных средств опять дифференцировав его от «кубиков». Но и для уже имеющихся авто также подняли налоги, притом чем старше авто – тем больше налогов. Насколько такой конгломерат налогов будет спасать рынок? Время покажет. Пока же украинцам стоит готовится к росту стоимости автомобилей в гривневой составляющей до 45% при полном сворачивании кредитных программ. В декабре по данным AUTO-Consulting кредитование на авторынке составило менее 5% и было представлено реально лишь в 4-х дилерских сетях. Такой объем автокредитов уже не делает погоды на авторынке. В 1 квартале 2009 года этот показатель может еще больше снизиться. В таких условиях автомобильным операторам необходимо срочно менять сбытовую политику, ориентируясь только на «кэш» в условиях снижения темпов роста доходов населения.
Продажи новых автомобилей в Европе по странам за 2008 год
Market | '08 | '07 | % Chg 08/07 | Pos. '08 # | Pos. '07 # | Pos. Chg 08/07 |
GERMANY | 3 090 040 | 3 148 163 | -1,8 | 1 | 1 | 0 |
RUSSIA | 2 840 000 | 2 410 000 | +17,8 | 2 | 3 | 1 |
ITALY | 2 160 131 | 2 493 106 | -13,4 | 3 | 2 | -1 |
UNITED KINGDOM | 2 131 795 | 2 404 007 | -11,3 | 4 | 4 | 0 |
FRANCE | 2 050 282 | 2 064 543 | -0,7 | 5 | 5 | 0 |
SPAIN | 1 161 176 | 1 614 835 | -28,1 | 6 | 6 | 0 |
UKRAINE | 623 252 | 542 332 | +14,9 | 7 | 7 | 0 |
BELGIUM | 535 947 | 524 798 | +2,1 | 8 | 8 | 0 |
NETHERLANDS | 499 980 | 505 538 | -1,1 | 9 | 9 | 0 |
POLAND | 319 965 | 292 376 | +9,4 | 10 | 13 | 3 |
AUSTRIA | 293 697 | 298 182 | -1,5 | 11 | 12 | 1 |
SWITZERLAND | 287 489 | 284 688 | +1,0 | 12 | 14 | 2 |
ROMANIA | 285 489 | 312 532 | -8,7 | 13 | 10 | -3 |
GREECE | 267 242 | 279 794 | -4,5 | 14 | 15 | 1 |
SWEDEN | 253 982 | 306 794 | -17,2 | 15 | 11 | -4 |
PORTUGAL | 213 386 | 201 816 | +5,7 | 16 | 16 | 0 |
HUNGARY | 155 909 | 171 661 | -9,2 | 17 | 18 | 1 |
IRELAND | 151 607 | 186 540 | -18,7 | 18 | 17 | -1 |
DENMARK | 149 967 | 162 684 | -7,8 | 19 | 19 | 0 |
CZECH REPUBLIC | 143 661 | 132 542 | +8,4 | 20 | 20 | 0 |
FINLAND | 139 647 | 125 617 | +11,2 | 21 | 22 | 1 |
NORWAY | 110 617 | 129 195 | -14,4 | 22 | 21 | -1 |
SLOVAKIA | 70 040 | 59 700 | +17,3 | 23 | 24 | 1 |
SLOVENIA | 68 533 | 65 511 | +4,6 | 24 | 23 | -1 |
LUXEMBURG | 52 359 | 51 332 | +2,0 | 25 | 25 | 0 |
BULGARIA | 45 143 | 43 521 | +3,7 | 26 | 26 | 0 |
ESTONIA | 24 335 | 30 902 | -21,3 | 27 | 28 | 1 |
LITHUANIA | 21 514 | 20 988 | +2,5 | 28 | 29 | 1 |
LATVIA | 19 192 | 32 497 | -40,9 | 29 | 27 | -2 |
ICELAND | 9 033 | 15 942 | -43,3 | 30 | 30 | 0 |
TOTAL EUROPE (EU+EFTA+UA+RU) | 18 175 410 | 18 912 136 | -3,9 |
%Share | Units | Units | % Chg | ||
'08 | '07 | '08 | '07 | 08/07 | |
ALL BRANDS | 14 712 158 | 15 959 804 | -7,8 | ||
VW Group | 20,6 | 19,8 | 3 026 550 | 3 167 490 | -4,4 |
VOLKSWAGEN | 10,7 | 10,2 | 1 570 583 | 1 632 353 | -3,8 |
AUDI | 4,5 | 4,1 | 663 310 | 661 676 | +0,2 |
SEAT | 2,3 | 2,4 | 336 210 | 386 565 | -13,0 |
SKODA | 3,1 | 3,0 | 452 901 | 482 355 | -6,1 |
Others (1) | 0,0 | 0,0 | 3 546 | 4 541 | -21,9 |
PSA Group | 12,7 | 12,9 | 1 865 407 | 2 052 029 | -9,1 |
PEUGEOT | 6,8 | 6,9 | 1 007 713 | 1 107 524 | -9,0 |
CITROEN | 5,8 | 5,9 | 857 694 | 944 505 | -9,2 |
FORD Group | 9,9 | 9,7 | 1 461 235 | 1 541 810 | -5,2 |
FORD | 8,3 | 8,0 | 1 224 750 | 1 276 651 | -4,1 |
VOLVO | 1,6 | 1,7 | 236 485 | 265 159 | -10,8 |
GM Group | 9,6 | 10,2 | 1 406 916 | 1 634 203 | -13,9 |
OPEL/VAUXHALL | 7,9 | 8,4 | 1 155 422 | 1 343 527 | -14,0 |
CHEVROLET | 1,2 | 1,3 | 181 317 | 201 067 | -9,8 |
SAAB | 0,4 | 0,5 | 64 916 | 84 016 | -22,7 |
GM (US) | 0,0 | 0,0 | 5 261 | 5 593 | -5,9 |
RENAULT Group | 8,7 | 8,7 | 1 286 120 | 1 381 798 | -6,9 |
RENAULT | 7,5 | 7,6 | 1 102 011 | 1 208 461 | -8,8 |
DACIA | 1,3 | 1,1 | 184 109 | 173 337 | +6,2 |
FIAT Group | 8,0 | 7,8 | 1 179 989 | 1 248 869 | -5,5 |
FIAT | 6,5 | 6,1 | 957 267 | 976 749 | -2,0 |
LANCIA | 0,8 | 0,8 | 113 978 | 122 093 | -6,6 |
ALFA ROMEO | 0,7 | 0,9 | 102 223 | 144 220 | -29,1 |
Others (2) | 0,0 | 0,0 | 6 521 | 5 807 | +12,3 |
BMW Group | 5,6 | 5,3 | 819 461 | 849 161 | -3,5 |
BMW | 4,6 | 4,4 | 675 454 | 704 233 | -4,1 |
MINI | 1,0 | 0,9 | 144 007 | 144 928 | -0,6 |
TOYOTA Group | 5,5 | 5,8 | 814 581 | 930 110 | -12,4 |
TOYOTA | 5,3 | 5,6 | 785 242 | 890 598 | -11,8 |
LEXUS | 0,2 | 0,2 | 29 339 | 39 512 | -25,7 |
DAIMLER | 5,4 | 5,3 | 788 955 | 838 406 | -5,9 |
MERCEDES | 4,7 | 4,7 | 687 199 | 743 314 | -7,5 |
SMART | 0,7 | 0,6 | 101 756 | 95 092 | +7,0 |
NISSAN | 2,3 | 1,9 | 337 913 | 310 700 | +8,8 |
HYUNDAI | 1,8 | 1,9 | 271 064 | 305 552 | -11,3 |
HONDA | 1,8 | 2,0 | 264 238 | 313 484 | -15,7 |
SUZUKI | 1,7 | 1,8 | 250 888 | 286 400 | -12,4 |
MAZDA | 1,7 | 1,5 | 245 062 | 240 050 | +2,1 |
KIA | 1,6 | 1,6 | 234 965 | 253 422 | -7,3 |
MITSUBISHI | 0,8 | 0,9 | 119 956 | 142 906 | -16,1 |
JAGUAR LAND ROVER Group | 0,7 | 0,8 | 106 896 | 126 105 | -15,2 |
LAND ROVER | 0,5 | 0,6 | 69 309 | 92 718 | -25,2 |
JAGUAR | 0,3 | 0,2 | 37 587 | 33 387 | +12,6 |
CHRYSLER | 0,6 | 0,8 | 93 315 | 120 440 | -22,5 |
OTHER** | 1,7 | 2,0 | 247 059 | 321 529 | -23,2 |